Игровые приемы в коррекции звукопроизношения
Каждый логопед знает, как утомляют детей бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации поставленных звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, дошкольнику сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребенок психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки. Поэтому на индивидуальных занятиях мы предлагаем применять наглядно-игровые средства при автоматизации поставленных звуков на материале слов и предложений. Они позволяют создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и добиться того, чтобы дети учились произносить поставленные звуки не только в словах, повторяемых логопедом или по предлагаемым картинкам, а в игровой деятельности. Данные пособия решают не только прямые задачи, но и косвенные: развитие тонкой моторики, ориентация в пространстве, формирование ротового выдоха, развитие сенсорного восприятия, фонематического слуха и др. Данные наглядно игровые средства можно применять на индивидуальном занятии как с одним ребенком, так и с двумя – тремя одновременно.
Игровые методы позволяют решать сразу несколько задач:
v побудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
v расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
v повысить познавательную активность и работоспособность детей;
v активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
v плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
v увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Игровые приемы на этапе постановки звука.
Использование картинок – символов
Игровые упражнения для
постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
Данные
игры легко изготовить, они многофункциональны, и в них можно вносить изменения.
Улитка
Упражнение
направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж],
[р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на
карточке нарисован воздушный шар, [з] - комар, [ш] - змея, [ж] - жук, [р] -
тигр.
На игровое поле выкладывается определенный символ. Логопед дает образец
выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки,
произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
Полянка
Упражнение
направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое
поле с изображением цветов.
Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание - для звука
[ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием - для [ц] и [ч].
Узоры
Упражнение
направлено на дифференциацию звуков [з]-[ж]. Понадобится игровое поле,
разделенное пополам по горизонтали: верх - владения жука, низ - комара.
Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть - к комару. Фишка (палец) по
ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.
Долети до цветка
Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося звук –Ж- или –З-, ведет пальцем по дорожке.
Ромашка
На лепестках ромашки пишутся гласные буквы, а в центре необходимая согласная /например –С-/. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: са, со, су, сы, сэ. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы.
Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданные слоги, например: -за, -зо, -зу, -зы, -зэ. Логопед следит за правильностью и точностью движений пальцев рук ребенка.
Ступеньки
Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя слова. Можно использовать различных сказочных персонажей.
Многофункциональные карточки на автоматизацию звуков
Назови ласково
Автоматизация звука -Ш- в словах
Дом - домишко, петух-петушок, воробей-воробышек, корова-коровушка и т.д.
Что сделал Саня?
Найти и назвать предмет, к которому подходит действие.
Саня слепил – снеговика, связал - носки, спилил – сук, съел – ананас, срисовал – сосну, снял – сапоги, расстегнул – сандалии, сварил – сосиски, спас – собаку, смял – лист.
Что с чем?
Карточки с изображением различных предметов. Четко произнести звук -С- в словах. Упражняться в употреблении творительного падежа существительных. Например: санки со спинкой, стакан с красной смородиной, лес со снегом, часы со стрелкой и т. д
Что без чего не бывает?
Карточки с изображением различных предметов. Четко произнести звук -С- в этих словах. Упражняться в употреблении родительного падежа существительных. Например: не бывает сливы без косточки, не бывает сосны без ствола, часов без стрелок, самолета без крыльев и т. д.
На этапе автоматизации звуков в стихотворениях можно поиграть в «конкурс чтецов», детям предлагаются картинки, они должны вспомнить и рассказать как можно больше стихотворений на заданный звук.
Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
В игре очень важно вовремя остановиться, не переиграть. Это как прием вкусной пищи – «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» – золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
Список литературы
1.
Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах Начальная школа. –
1987. – N 1.
2. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного
возраста.- М., 1995
.
4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
5.Р.Я.Залмаева. Сам себе логопед. – Петербург.,1995
6.Карельская Е. Поможем Буратино заговорить// Дошкольное воспитание. 1999. №1, 2, 3, 4.
7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983.
8.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2000.
9. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.
10.Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы//Дошкольное воспитание. 1999. №4, 2000. № 10, 12. 2001. №5.
11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения
Подготовили:
учитель-логопед 2 квалификационной категории
МАДОУ д/с № 5 Голубева С.В.
учитель-логопед 1 квалификационной категории
МДОУ д/с №9 Савинцева И.А.
Осинники 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.