Игровые технологии на уроках русского языка
Оценка 4.9

Игровые технологии на уроках русского языка

Оценка 4.9
docx
04.04.2021
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии на уроках русского языка - статья.docx

                                                                         Воронкова Е.В. учитель начальных классов

                                                                           ГБОУ СОШ №621 Колпинского района

                                                                                                            г. Санкт-Петербурга

 

    Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе.

            

                          Игра -   пространство «внутренней социализации"ребенка,

                                                               средство усвоения социальных установок…

                                                                                                    (Л.С.Выготский).

  

  Русский  язык, пожалуй,  один из наиболее сложных предметов в курсе начальной школы. С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься - порождает неграмотность. Возникает вопрос, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?  Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В начальной школе необходимо использовать игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. 

 Уже в 4 классе наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В это время уже можно использовать деловые игры.

Модели игр с глаголом, которые можно наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.

1.      Игра “Кто как кричит?” ( Изменение глаголов по числам)

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),

 вороны - (каркают),

Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),

Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),

2.      Игра “Какое время?” (изменение глаголов по временам)

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит без крыльев и поёт, 
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

3.      Игра “Аукцион” (неопределенная форма глагола)

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.

4.      Игра “Замени одним глаголом ” (закрепление понятия о глаголе)

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,

Клевать носом,

выходить из себя,

Зарубить на носу,

чесать языки,

Унести ноги,

бить баклуши,

Надуть губы,

ломать голову,

Заговаривать зубы,

водить за нос.

5.      Игра “Закончи пословицу” (знакомство с глаголами, противоположными по смыслу)

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

6.      Игра “ Измени число” (изменение числа глаголов)

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:

1. идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

2. пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.

 

    Игры – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.


 

Воронкова Е.В. учитель начальных классов

Воронкова Е.В. учитель начальных классов

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия

Кошки -(мяукают), кукушки - (кукуют),

Кошки -(мяукают), кукушки - (кукуют),

Игра “Закончи пословицу” (знакомство с глаголами, противоположными по смыслу)

Игра “Закончи пословицу” (знакомство с глаголами, противоположными по смыслу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2021