Игровые технологии образно-ассоциативного мышления физкультурно-спортивного объединения
Игровые технологии образно-ассоциативного мышления, как универсальное средство креативной деятельности основополагающего практического аспекта обучения и развлечения, применяемые мною на занятиях является развитие способностей обучающимися к творчеству, в которых используются модели театральной педагогики по овладению учащимися актерского мастерства. При помощи творческого мышления, воображения, взаимодействия логического и интуитивного опыта в едином процессе согласно концепции[1] специалиста по психологии творчества и интуиции - творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. И так, как говорится в афоризме[2]: Наука - это организованные знания; «Не мыслям надобно учить, а мыслить».
Моя программа даёт шанс ребёнку сделать “актерскую карьеру“ средством создания художественного образа при помощи Пантомимы, интересными творческие задания учебного материала: “Зоопарк“, “Очумелые ручки“, “Конструирование“, подобраны для формирования и коррекции невербальных функций развития, активизируют воображение обучающегося выразительными движениями и жестами. Воображение — это способность создавать образы. По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи.
Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
Познавательная -это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
Саморазвитие - эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов; генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.
Психогимнастика моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов совершенствуют эмоциональность. И как говорил величайший балетмейстер и хореограф ХХ века[3] - “Ноги потом, сначала неси душу! “.
Ассоциация - это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое - так рождаются ассоциации. С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали, как процесс накопления ассоциаций. По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека.
Развивать мышление у обучающихся – значит развивать их умение думать.
Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:
*способствует развитию воображения;
*помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
*облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
*улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
*стимулирует работу мозга;
*улучшает объём памяти.
Креативным мышлением называют мыслительный процесс, при котором образуются неожиданные, новые связи между событиями и идеями, казалось бы, совершенно не связанными между собой. Это творчество, помогающее решать конкретные прагматичные задачи. Благодаря творческому, креативному мышлению мы изобретаем что-то новое, делаем научные открытия.
Развивая творческое, креативное мышление личности, мы улучшаем гибкость и подвижность его ума. Кроме того, увлекая ребёнка интересным делом, мы развиваем и усидчивость, внимание.
Образное или ассоциативное мышление способствует лучшему усвоению новой информации. Вы сможете не только генерировать креативные идеи, но и активно воплощать их в жизнь. Это поможет вам достигать успехов в учебе и работе:
*Способствует развитию воображения. Как сказано выше, у вас чаще будут появляться необычные, но интересные идеи. Также вам будет проще заниматься творчеством.
*Улучшает память. В головном мозге строятся длинные ассоциативные цепочки, которые позволяют запоминать большое количество нового материала.
*Повышает продуктивность. Здесь все понятно. Если вы быстрее усваиваете новую информацию, вы быстрее и качественнее выполняете поставленные перед вами задачи.
*Улучшает работу головного мозга. Еще одна особенность ассоциативного мышления. Во время построения ассоциативного ряда в мозге появляются новые связки нейронов.
*Упрощает восприятие. Вам легче воспринимать новые данные и связывать их с той информацией, которую вы уже знаете.
ПРИМЕР развития креативного мышления
Цель: формировать навыки образно-ассоциативное мышление и фантазию детей, творческую индивидуальность;
Задача: способствовать личностному росту, развитию интеллектуально-творческого потенциала;
развивать у детей желание заниматься творчеством.
“Креативно-театрализованная гимнастика“:
- Коллективная имитация движений: “дерево“, “стол и стул“, “алфавит“.
- Пантомима - “Зимний спорт“, “К тебе бежит собака“; “Получил двойку (пятерку) “.
- Психогимнастика; Игрогимнастика;
- “Конструирование“- коллективная проекция движений из рук: ромб, звезда, лестница.
-“Находчивый музыкант“: баянист, трубач скрипач, пианист – под музыку изобразить исполнение на муз инструментах.
- “Режиссёр“ - Тема связана с использованием сказочных сюжетов и фантазий: обучающиеся изображают действия в роли волшебников, заколдованных героев сказок.
“Креативно-творческая деятельность“:
- Импровизация под любимую музыку, воплощения фантазий в конкретных движениях, танец: "Дискотека"; представили, что они море;
- Разработка новых танцевальных движений breaking: начальные и финальные позы;
- Творческая фантазия движений breaking создание "фишки";
- и т. д.
Взяв за основу обучение критическому мышлению развиваю способности: фантазии, идеи, творчество, и преобразовывая полученный материал получаем продукт креативности, который позволяет обучающимся воспринимать приобретённые навыки занятий с восхищением.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что творческие решения деятельность это полезный навык, который проявляется у обучающихся в их:
*личностной социальной смелости и заявительности,[4] в которой прослеживается яркая персона танцора.
*умение отказываться от стереотипного образца, и искать оригинальные решения;
* самостоятельно выполнять различные творческие работы что приводит к большому желанию детей участвовать в технологии проектного обучения;
*способствует развитию творческих талантов;
*участвует в принятии решений и создании новых идей;
*помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем личности необходимо войти в этот мир.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Я. А. Пономорёв
[2] Кант
[3] И. А Моисеев
[4] Д. Сиск, К. Хеллер
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.