Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром О.В.Дыбиной (презентация)
Оценка 5

Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром О.В.Дыбиной (презентация)

Оценка 5
docx
14.12.2023
Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром О.В.Дыбиной (презентация)
игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром.docx

«Игровые технологии  ознакомления дошкольников с предметным миром О.В. Дыбиной»


В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

 Представления у детей о предметном мире, как основу для его творческого преобразования, можно сформировать при использовании системы дидактических игр — игровой технологии.

 Технология опыта предполагает активную игровую совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются социальная, интеллектуальная и информационная компетентности.

 О. В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов:

•Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т. к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве).

• Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике.

•Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т. к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками.

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна.

 В процессе ознакомления с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр:

1) игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;

2) игры, направленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующими овладению способами творчества;

3) игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

СЛАЙД Рассмотрим первую группу дидактических игр, направленных на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.

Серия «Игры – раскладки» помогает определять предметы природного мира и предметы, созданных руками человека.

П: Игра «Помогите Незнайке», где дети по просьбе любимого героя раскладывают картинки предметов природного и рукотворного мира в коробочки (конверты) с соответствующими символами (человек, дерево).

СЛАЙД Серия «Игры – определения» направлена на определение и различения цвета, величины, формы, веса, строение, функции, для классификации предметов по разным признакам и т. д.

П: Игра «Найди нужный предмет», необходимо найти нужный предмет и поработать над составлением разных предложений, стараясь доказывать свой ответ.

СЛАЙД Для знакомства с предметами и их основными признаками можно использовать серию «Игры-загадки, отгадки»

П: Игра «Угадай, какой предмет я загадала

•Круглый резиновый предмет, который умеет прыгать и катиться по кругу.

•Деревянная, вся расписная. Откроешь, сразу появятся ее сестрички.

•Бумажный, с листочками, на каждом листочке можно нарисовать рисунок.

•Она железная, большая, в ней мама варит суп.

Скоро Новый год, всем хочется получить подарки. Предлагаю поиграть в игру «Что подарю тебе — ты угадай!» передавая снежинку человеку, которому ты хотел бы сделать подарок.

СЛАЙД Для различения и называния разных признаков предмета и описания предмета поможет серия «Игры-описания» с использованием алгоритма описания и т. д.

СЛАЙД Предлагаю вашему вниманию игру «Аукцион».

Ведущий игры достает предмет, называет его. Участники игры поднимают руки и называют по одному свойству и качеству данного предмета, особо характеризуя материал. Предмет достается тому, ответ которого будет последним.

«Внимание, на аукцион выставлен лот №1 старинный. достанется…

СЛАЙД Особую ценность в работе имеет организация микроцентра «Мастерская по ремонту»в которой можно поместить стимуляторы творческих проявлений:

здесь дети оказываются в позиции мастеров, преобразовывают предмет, изменяют и совершенствуют части и детали, которые делают вещь оригинальной, не похожей на другие. Нужно подвести к пониманию: то, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство, а элемент, которых нет в природе, человек создает сам (в этом их различие). Например, в игре «Откуда возникло название?» дети учатся понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснять их смысл. Предлагаю поиграть в игру «Волшебные слова», которые похожи по звучанию, но различны по смыслу (мышка – животное и элемент компьютера, ключ – от замка и родник).

Из серии с такими действиями, как «собери»«отремонтируй»«дорисуй» можно поиграть в такие игры: «Собери велосипед»«Собери компьютер»«Собери видеокамеру»«Дорисуй, что я задумала»«Собери предмет будущего».

СЛАЙД Серия «Игры-турне» и «Игры-путешествия» направлена на определения линии развития предмета и роль человека в преобразовании предметаЭто такие игры«Определи время предмета»«Что сначало - что потом?»«Что было- что будет?» и другие, и игры-путешествия в прошлое предметов.

Игра «Раньше и теперь». Надо найти пару предметов, относящиеся к прошлому и настоящему. Объяснить, почему человек изменил предмет, которым пользовался в прошлом.

Рассмотрим игры второй группы, направленные на развитие у детей способов действий разного характера

В серии «Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента» дети знакомятся с материалами и их свойствами. Здесь можно играть в такие игры «Почему птицы могут летать, а человек — нет?»«Когда это бывает?»«Теневой театр»«Мы — фокусники» и другие.

В серии «Игры-опыты» разработаны такие игры «Мир бумаги»«Мир металла»«Родственники стекла» и другие игры.

СЛАЙД (клик на каждую картинку постепенно)

Предлагаю игру «Что на что похоже». Надо назвать объект природного мира и подобрать предмет из рукотворного мира, похожие внешне, составляя предложение по образцу «Человек посмотрел на … и придумал.

Что у них общее? Чем отличаются?

СЛАЙД Целесообразно проводить с детьми алгоритмические игры«Оглянись вокруг»«Мои друзья»«Чем был, чем стал»«Аукцион» и др., побуждая самостоятельно описывать предметы и их признаки, способствуют формированию у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.

Предлагаю игру «Расскажи о себе» («Реклама») по алгоритму.

Участнику игры предлагается превратиться в тот предмет, картинку которого ему дают, он ее не показывает никому. Задача: описать «себя», не называя предмет (форма, цвет, размер, материал, предназначение, детали, прошлое, где можно увидеть, можно предложить алгоритм.

Игры третьей группы дидактических игр, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию мира, включают в себя серию игр «Игры-преобразования»«Используй по-другому»«Прогноз будущего»«Измени предмет».

СЛАЙД Серия «Игры-преобразования» расширяют понимание многофункциональности использования предметов.

Предлагаю игру «Будь внимательным!»

Ведущий называет предмет и бросает мяч игрокуигрок говорит действие названного предмета и называет предмет с противоположным действием.

П: Микроволновка – разогревает, холодильник – морозит.

Будильник - кровать

вентилятор – шуба

клей – ножницы.

Какими функциями будет владеть предмет, если соединить

стол – шкаф, кресло – телевизор?

Серия игр «Прогноз будущего»включает в себя такие игры«Цепочка слов»«Эволюция предметов»«Соедини детали — получи новый предмет»«У кого необычнее получится предмет» и другие.

 

Таким образом, игры используются с детьми для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Литература:

1. О. В. Дыбина «Что было до.» Игры - путешествия в прошлое предмета.

2. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.

3. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

4. О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

 

СЛАЙД Спасибо за внимание.


 

Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром

Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром

СЛАЙД Рассмотрим первую группу дидактических игр, направленных на получение информации о предметном мире , его свойствах и отношениях

СЛАЙД Рассмотрим первую группу дидактических игр, направленных на получение информации о предметном мире , его свойствах и отношениях

Нужно подвести к пониманию : то, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство, а элемент, которых нет в…

Нужно подвести к пониманию : то, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство, а элемент, которых нет в…

Участнику игры предлагается превратиться в тот предмет , картинку которого ему дают, он ее не показывает никому

Участнику игры предлагается превратиться в тот предмет , картинку которого ему дают, он ее не показывает никому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2023