Шибекова Екатерина Андреевна
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Актуальность использования игровых технологий в работе учителя – психолога заключается в том, что игра считается ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это основное и любимое ребенком занятие, которое дает возможность быстрее, прочнее скорректировать нарушенные психические процессы, моторику, интеллект или личностные качества. Ранняя и грамотная диагностика речевых нарушений, коррекция, которая включает игротерапию, способствуют тому, что ребенок успешно адаптируется к учебной деятельности и включается в коллективную деятельность.
Игровые педагогические технологии – это довольно широкая группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Если сравнивать игру и педагогическую игру, то вторая будет обладать особенностью: здесь присутствует четкая цель обучить ребенка и получить педагогический результат.
Вопрос применения игровых технологий в образовательном процессе изучается давно. Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин занимались разработкой теории игры, ее методологии и значения для развития ребенка. Они писали, что игра направлена на всестороннее развитие ребенка, она является одним из ключевых аспектов дошкольного воспитания, поэтому так важно применять игровые технологии.
Учитель – логопед И. Н. Смирнова считает, что игровые технологии имеют огромный потенциал с позиции приоритетной образовательной задачи: они формируют субъектную позицию ребенка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Она указывает, что целью применения игровых технологий является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие интереса и любознательности к языку.
И. А. Биличенко, учитель – логопед ПМПК, выделяет следующие виды игровых технологий:
• Игры на развитие речевого слуха;
• Игры на развитие фонематического слуха;
• Игры, формирующие правильное звукопроизношение;
• Дидактические игры (воспитывают неторопливый темп речи, правильное звукопроизношение, увеличивают словарный запас и др.);
• Творческие игры и инсценировки (дают возможность выражать свои мысли, фантазии и замыслы, абстрагироваться от своего дефекта);
• Театрализованные и сюжетно – ролевые игры (ребенок здесь познает мир и самого себя, становится участником многих событий; это и сказки, и игрушки, и сценки из жизни животных или растений, и др.);
• Подвижные игры (укрепляется физическое здоровье ребенка, правильно развивается дыхание, голос и звукопроизношение, координация темпа движения с речью);
• Игры на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковые игры, мозаики, мелкий конструктор и др.).
• Игры, направленные на развитие внимание, памяти, логического мышления и воображения.
Важно отметить, что при работе с ребенком не обязательно применять игровые технологии в логопедическом кабинете: можно создавать игровые ситуации и в свободной деятельности детей (во время прогулок, на занятиях с воспитателем, музыкальным преподавателем и т. д.). Результатом применения таких технологий является степень успешности освоения образовательной программы ребенком с нарушениями речи.
Таким образом, учителю – логопеду важно понимать, что в процессе коррекционной работы при выборе игровых технологий нужно учитывать возрастные особенности ребенка, характер и степень выраженности дефекта, личностные особенности и изменения в его психике. Обучение с использованием игровых технологий позволяет развивать, обогащать ребенка знаниями, умениями и способами умственной деятельности, формировать его познавательные интересы и способности. Но реализация вышеперечисленных функций требует качественного и комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.