Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
![]() |
Игровые технологии вне урока
Доклад
![]() |
Дзержинск - 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3
1. Сущность игровых технологий вне урока................................................ 5
2. Реализация игровых технологий вне урока.............................................. 7
3. Обобщение педагогического опыта.......................................................... 8
4. Обобщение собственного опыта............................................................... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 11
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, увеличение числа клубов, социально-педагогическая защита младших школьников. Нужны такие детские творческие объединения, клубы и секции, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством. Применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную творческую активность детей. Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним.
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни.
В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы-гражданина России. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основными среди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра.
Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе школьников. Она может успешно использоваться и как форма воспитания, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий.
Таким образом, чтобы избежать проблем развития будущей личности, необходимо во внеурочной деятельности использовать возможности игровых технологий.
1. Сущность игровых технологий вне урока
Игровые технологии – методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, обладающих следующими признаками:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве средства игры,
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом. [5]
Разновидности:
• элементы урока,
• урок-игра,
• внеурочная деятельность. [8]
Цель технологии заключается в создании полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей. [2]
Задачи технологии:
1. Развитие коммуникативных качеств у детей в игре.
2. Развитие воображения как основы творческой деятельности.
3. Развитие у детей образной памяти, внимания, речи.
4. Формирование в процессе игр нестандартного мышления.
5. Развитие координации и мелкой моторики. [1]
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения. [10]
Особенности игровых технологий:
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс.
Игра помогает мне как педагогу, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Можно сказать, что использование игр как средства воспитания во внеурочное время необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр во внеурочное время они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. И учитывая результат моего практического применения данной технологии, могу утверждать, что дети с удовольствием реализуют свои творческие возможности, а также получают новые знания в непринужденной форме и закрепляют уже полученные. [3]
2. Реализация игровых технологий вне урока
Все чаще и чаще применяются игровые технологии внеурочной деятельности. Уроки с применением игровых технологий делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, игра на уроках пополняет и расширяет знания, вызывает положительные эмоции, позитивный настрой, способствует самоутверждению ребёнка. [6]
Современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Для меня таким способом стала внеурочная деятельность в начальной школе. В процессе занятий учащиеся включаются в познание окружающего мира, реализации своих идей, творческие способности, где учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры, головоломки, творческие работы, поиск и сбор информации, тематические презентации.
Творчество детей развивается как в процессе всего обучения, так и во внеурочной деятельности в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности. Нужно чаще проводить занятия с использованием компьютера, мультимедиа технологий. В глазах детей зажигаются искры от таких занятий, в классе стало больше интересных идей и неожиданных вопросов. Рассматривается ИКТ как способ постижения мира, как возможность личностно-ориентированного подхода к ученику, как источник дополнительной информации, как способ раскрытия индивидуальной активности учащегося и учителя. С использованием информационных технологий проводится урок физической культуры, но особенно удаются занятия во внеурочной деятельности, так как на занятиях можно выявить творчески способных и любознательных детей. [8]
Применение игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе занятий во внеурочной деятельности влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. [4]
3. Обобщение педагогического опыта
Проводилась внеурочная деятельность в г. Батайск МАОУ СОШ №2 учителем физической культуры Караштановым Андреем Владимировичем. Учитель проводил различные игры, из которых можно назвать игру «Кого нет». Ученики после каждого погашение света, называли того, кто исчез. Это дало понять ученикам, кто занимается рядом с ними, познакомиться друг с другом. Так же появилась сплоченность в классе, которая помогла классу дальнейшему взаимодействию друг с другом в дальнейших действиях, конкурсах, соревнованиях и мероприятиях. [2]
4. Обобщение собственного опыта
Мной была проведена внеурочная деятельность в школе №13 г. Дзержинска с детьми начальных классов. Были проведены игры «Светофор», «Смена номеров», «Испорченный телефон» и др. Дети смогли не только развлечься, но и смогли отвлечься от уроков, проведенных классным руководителем. Данные мероприятия, или точнее – игры, помогли сбалансировать нагрузку, которую получали ученики начальных классов. Игровые технологии помогают разнообразить жизнь учащихся, сделать ее ярче и краше, посредством различных игр, которые могли бы заинтересовать учащихся школы №13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.
Применение игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе занятий во внеурочной деятельности влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
В условиях реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является безусловно важным элементом в этом процессе. [7]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети? [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1983. - 45 с.
2. Андреева, Е.С. Космические старты [Текст] / Е.С. Андреева // Начальная школа. - 2012. - № 3. – С. 104-105.
3. Асаулюк, Е.П. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе внеклассной работы [текст] / Е.П. Асаулюк // Начальная школа. - 2011. - № 11. – С. 60-65.
4. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания [Текст] / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. – С. 18-21.
5. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника [Текст] // О.С. Газман. - М.: Педагогика, 2012. - № 9. – С. 64-67.
6. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. - М.: Просвещение, 2008. - 203 с.
7. Караковский, В.А. Дефицит доверия рождает школьную скуку [Текст] / В.А. Караковский // Начальная школа. – 1997. - №18. – С. 3-4.
8. Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Н. С. Лейтес. – М: Просвещение, 1996. – 58 с.
9. Национальная доктрина образования Российской Федерации [Текст]: педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. - М., 2003. - 481 с.
10. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – М: Просвещение, 1990. - 35 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.