1. Введение
«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…»
И.А. Сикорский
Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. В настоящее время она приобретает особую значимость, поскольку современные реалии требуют от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности, творческого подхода в решении учебных и жизненных проблем. А развитие науки и техники обуславливает необходимость владения обширным кругом знаний, приобретение и усвоение которых не может быть успешным и эффективным без активного участия самого школьника, без его активной деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Познавательная активность учащихся во многом зависит от наличия у них познавательного интереса.
Познавательный интерес – это повышенный интерес к познанию окружающей действительности, к приобретению знаний. Наличие познавательного интереса, требующего удовлетворения, вызывает познавательную деятельность, которая служит основой любой сознательной деятельности человека и включает поиск, восприятие, запоминание, переработку и реализацию информации в мышление, воображение и действие. В любой деятельности человека интерес имеет важнейшее значение. В обучении интерес – основной стимул для школьников в приобретении знаний, расширении кругозора. При наличии интереса знания усваиваются намного легче и прочнее.
Химия – удивительная наука, она таит немало чудес и открытий. Ни одна сторона нашей жизни не обходится без её участия. Ребята, начинающие изучать химию, в большинстве своём испытывают к этой науке повышенный интерес, но сложность и обширность материала при сокращающемся количестве отведенного на уроки химии времени, к сожалению, приводят к тому, что многие школьники теряют интерес к химии, и даже начинают бояться этого предмета. Для того, чтобы этого не случилось, учителю необходимо планомерно и активно организовывать работу на уроке, используя разнообразные методы и формы обучения.
Наиболее эффективны, особенно на начальном этапе изучения предмета, методы и формы активного обучения, позволяющие создать непринужденную обстановку и благоприятную психологическую атмосферу на уроке, активизировать познавательный интерес учащихся, их познавательную деятельность.
Одной из таких форм являются дидактические игры.
Известно, что человек познаёт мир, играя. 70 % всего объёма понятий и знаний, которые человек должен получить в течение жизни, он получает в дошкольном возрасте, в период, когда основным видом его деятельности является игра. Практически все детские игры несут те или иные знания, но на уроках используются обучающие или дидактические игры. Дидактические игры – одно из действенных средств интеллектуального развития. С их помощью успешно реализуются три функции учебно-воспитательного процесса: образовательная, воспитательная и развивающая.
Использование игровых форм обучения позволяет решать несколько задач:
· Поддержание и развитие познавательного интереса;
· Развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание;
· создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы на уроке, снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
· создание «ситуации успеха» для учащихся с различным уровнем знаний;
· содействие развитию нестандартного мышления и творческих способностей;
· развитие коммуникативных навыков школьников, установление эмоциональных контактов в процессе игры.
В процессе игры ребята запоминают химические термины, специальные сведения, формулы и названия веществ, их свойства и другую информацию, столь необходимую для усвоения курса. При этом выявляются личностные черты характера учащихся, усиливается мотивация к изучению предмета. Значение игры в свое время отмечал известный французский физик Луи де Бройль: «Все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях».
2. Познавательные игры как метод обучения
2.1. Виды и особенности дидактических игр
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он – активный преобразователь действительности.
Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Исходя из особенностей и характера своей роли, учащиеся должны принимать практические решения, зачастую в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что способствует развитию не только мыслительных, но и коммуникативных навыков. В процессе игры возникает определенная эмоциональная атмосфера, активизирующая учебный процесс.
С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина выделяют следующие основные особенности учебных игр:
¾ моделирование определенных видов практической деятельности;
¾ моделирование условий, в которых протекает деятельность;
¾ наличие ролей, их распределение между участниками игры;
¾ наличие ролевых целей участников игры;
¾ взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
¾ наличие общей цели у всего игрового коллектива;
¾ групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Процесс игры позволяет развивать активность его участников, способность анализировать, принимать решения; учит неординарно мыслить, учит умению адаптироваться к различным условиям; учиться умению общаться, устанавливать контакты, создавать благоприятную эмоциональную среду, способствующую активизации мыслительной деятельности.
Игровые формы могут применяться как в основной, так и в средней школе, варьируя в зависимости от возрастных особенностей школьников. Существует довольно много игровых методических приёмов и познавательных игр, которые можно подразделить на несколько групп.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки, чайнворды, использование художественной литературы и материалов СМИ и т.д.
Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетные (ролевые) игры отличаются от предыдущих видов игр тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Основная педагогическая ценность игры-соревнования заключается в том, что она позволяет вводить в игру не только занимательный материал, но и довольно сложные вопросы учебной программы.
В практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Кроме того практически все виды игр могут использоваться не только на уроках, но и во внеклассной работе. Использование каждого вида игр определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и прочими педагогическими факторами.
При подготовке и проведении дидактических игр следует соблюдать определенные условия, способствующие получению максимального эффекта от данного методического приёма.
Требования проведению дидактических игр:
ü игра – форма деятельности учащихся, в которой познаётся окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;
ü игра должна быть построена на интересе;
ü обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Игра включает несколько этапов:
1. Подготовительный этап: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, уровню знаний, команды получают задание. Если проводится сюжетная игра, то учащиеся получают определенные роли и соответствующие задания.
2. Игра.
3. Рефлексия. Подводятся окончательные итоги игры, делаются выводы о работе участников, выставляются оценки. Выясняются положительные и отрицательные моменты прошедшей игры.
Игровой метод обучения очень перспективен. Система познавательных учебных игр позволяет обучаться с интересом, а интерес – важнейшее условие развития познавательной активности.
2.2. Использование дидактических игр на уроках химии
/из опыта работы/
Виды и формы дидактических игр разнообразны, что позволяет учителю подобрать наиболее оптимальные их варианты для решения поставленных задач, исходя из степени сложности материала и возрастных особенностей учащихся. Я приведу лишь примеры дидактических игр и игровых заданий, используемых мною на уроках химии.
При изучении химии очень важно знание терминов, названий химических элементов и основ номенклатуры, поскольку они являются азбукой химического языка. Для запоминания и правильного употребления химических терминов в работе я использую разнообразные формы игровых заданий: кроссворды, химические диктанты, загадки, ребусы и др.
1) Кроссворды (Приложение 1)
Кроссворд «Знаки химических элементов»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сu. 2. Ag. 3.Mg. 4. I. 5.S. 6. К. 7. Si. 8. С. 9. Sn.
Если названия химических элементов вписаны правильно, то в выделенных клетках по горизонтали появится фамилия великого русского химика. (Менделеев)
Такие кроссворды с проверочными словами удобны для проверки различных понятий и терминов, так как правильно составленное проверочное слово в определенной степени может служить критерием правильности выполнения задания.
Кроссворд по теме «Атомы химических элементов»
По вертикали: 1. Нейтральная частица, входящая в состав ядра атома (Нейтрон).
2. Радиоактивный элемент, радиоактивность солей которого обнаружил
А. Беккерель (Уран). 3. Элементарная частица, несущая наименьший отрицательный заряд (Электрон). 4. Пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение электрона (Орбиталь). 5. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число (Изотопы). 6. Положительно или отрицательно заряженная частица, образующаяся в результате отдачи или принятия электронов атомом (Ион).
Разгадав кроссворд, в выделенных клетках вы сможете прочесть название частицы, входящей в состав атомных ядер. (Нуклон)
2) Загадки (Приложение 2)
ü Давно безжизненным назвали
Этот важный элемент.
Согласимся мы едва ли,
Без него ведь жизни нет. (Азот)
ü Кислороду верный брат,
Нрав его тяжеловат,
Резкий запах, синий цвет,
Для бактерий хуже нет. (Озон)
ü Оксиды азота и серы
В атмосферу уходят без меры.
Проблемы приносит их возвращенье,
Как называется это явленье? (Кислотные осадки)
ü Темным облаком летела, опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка, постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком! (Вода)
3) Игровые задания на нахождение соответствия (Приложение 3) полезны ещё и потому, что задания такого типа входят в экзаменационные работы ЕГЭ.
ü Установите соответствие.
Явления Природа явлений
1) ржавление железа А. Физические
2) горение свечи Б. Химические
3) плавление алюминия
4) замерзание воды
5) испарение спирта
6) горение древесины
7) скисание молока
8) плавление льда
9) взаимодействие соды с уксусной кислотой
ü Установите соответствие.
Формула соединения Тип связи
1. LiCl A. Ковалентная полярная
2. Mg Б. Ковалентная неполярная
3. HI В. Ионная
4. Br2 Г. Металлическая.
4) Задания на определение элементов и явлений по описанию (Приложение 4)
Задание 1. Определите химические элементы по их положению в таблице Д.И. Менделеева. Запишите их названия, из первых букв которых вы составите название одного из элементов 4-го периода.
а) 5-й период, главная подгруппа VІ группа ;
б) 5-й период, главная подгруппа ІІІ группа
в) 6-й период, главная подгруппа ІІІ группа
г) 2-й период, главная подгруппа V группа ;
д) 3-й период, главная подгруппа І группа.
Задание 2. Определите химический элемент по его характеристике
1) Элемент расположен в главной подгруппе VII группы.
Образует простое вещество – газ желто-зеленого цвета с резким удушливым запахом, который взаимодействует с кислородом, многими металлами, водородом, некоторыми солями.(Хлор)
2) Элемент расположен в III периоде, имеет 3 электрона на внешнем энергетическом уровне. Простое вещество, образуемое этим элементом, твёрдое, серебристо-белого цвета, легкое, пластичное. Плавится при t0 = 6600, обладает большой электро- и теплопроводностью. Горит в кислороде, взаимодействует с галогенами, серой, углеродом, кислотами, в т.ч. с разбавленными серной и азотной. (Алюминий)
3) Элемент расположен в главной подгруппе VI группы.
Образует несколько простых веществ. Известны моноклинная, ромбическая и пластическая модификации. Наиболее устойчива его ромбическая модификация: кристаллы лимонно-желтого цвета с t0плавл. = 112,80 С. Взаимодействует с кислородом, многими металлами, водородом. (Сера)
Задание 3. Определите вещество:
1. Этот газ присутствует в атмосфере. Расходуется на горение топлива и другие промышленные процессы. Природа не успевает восстанавливать эти потери, поэтому его содержание в атмосфере уменьшается. (Кислород)
2. Этот газ образуется при неполном сгорании топлива. Он бесцветен, не имеет запаха, соединяясь с гемоглобином крови при вдыхании, разносится по всему организму и вызывает его общее отравление. (Оксид углерода II, угарный газ).
3. Этот металл первым вошел в жизнь человека. Этот металл используется в электронике и электротехнике, а его сплав с оловом используют для отливки памятников. (Медь)
5) Ребусы (Приложение 5)
1) Название опасного явления, представляющего собой туман, содержащий вредные для человека примеси. (Смог)
2) В этом ребусе зашифровано название защитного слоя в атмосфере Земли.
(Озоновый экран)
3) В этом ребусе «прячется» образное название выбросов,
содержащих оксиды азота, имеющих характерный бурый цвет. (Лисий хвост)
6) Игровые физкультминутки преследуют двоякую цель: с одной стороны позволяют снять напряжение от длительной работы, переключить ребят на выполнение физических упражнений, с другой — помогают запомнить определенные закономерности.
Слоганы |
Упражнения |
Масса молярная |
Правое плечо вверх - вниз |
Как молекулярная |
Левое плечо вверх - вниз |
Но запомнить ты изволь |
Руки, согнутые в локтевом суставе, к плечам и повороты в плечевом суставе вперед - назад |
Единицу грамм на моль |
Правая и левая руки попеременно вверх - вниз |
Вещества количество – моль, |
Руки на пояс, наклоны туловища вправо - влево |
А объём молярный – литр на моль |
Руки на пояс, повороты туловища вправо - влево |
7) Интересны для ребят и просты в исполнении и задания в форме игры «Крестики-нолики».(Приложение 7) Большое количество таких заданий представлено в рабочих тетрадях по химии для учащихся 8 и 9 классов авторов О.С. Габриеляна и А.В. Яшуковой, но их можно легко и быстро подготовить самостоятельно. Например, крестики – нолики по теме
«Виды химической связи»
Найдите выигрышный путь из соединений с ковалентной неполярной связью.
НВr |
О2 |
СаСl2 |
Н2О |
Сl2 |
СаО |
Са
|
Н2 |
ВаF2 |
Творческие конкурсы и задания
1. Предложите варианты использования: полиэтиленовых бутылок, пробок, испорченных дисков и т.п.
2. Конкурс поделок из отходов.
3. Составление ребусов и кроссвордов.
4. Сочинение загадок, сказок и пр.
8) Дидактические лото
Для запоминания знаков и названий химических элементов я использую своеобразное задание: синтез лото и загадок. Показывая карточку с символом химического элемента, зачитываю либо загадку, либо четверостишие об этом элементе. (Приложение 8) На уроках обобщения и повторения знаний можно использовать «Химическое лото» (Приложение 9)
Еще более широкие возможности для использования дидактических игр открываются во внеурочной деятельности. Ребятам нравится «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Звездный час» и др. (Приложение 10)
Заключение
Дидактические игры помогают школьникам по-новому взглянуть на учебный предмет, повторить, обобщить и запомнить материал урока, осмыслить и понять его. Они расширяют кругозор, развивают пытливость ума, находчивость, позволяют проявить творческие способности ребят вне зависимости от их успеваемости.
А в заключение мне хотелось бы привести слова немецкого педагога Фридриха Фребеля: «Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.