«Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для решения этой проблемы и для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии. В своей работе на уроках физической культуры в начальных классах я часто применяю игровые технологии, поскольку они позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Иконка файла материала statya_igrovaya_tehn.docx
«Игровые   технологии   как   средство   формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры» В   рамках   реализации   ФГОС   приоритетной   целью   современного школьного   образования   вместо   простой   передачи   знаний,   умений и навыков   от   учителя   к ученику,   становится   развитие   способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,   контролировать   и оценивать   свои   достижения,   то   есть формирование   умения   учиться.   Учащийся   сам   должен   стать «архитектором»   и   «строителем»   собственного   образовательного процесса.   Достижение   этой   цели   становится   возможным   благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД – это   обобщенные   действия,  порождающие  мотивацию   к  обучению и позволяющие   учащимся   ориентироваться   в   различных   предметных областях познания. В   начале   моей     практики   возникали   некоторые   трудности,   с которыми   я   сталкивалась     во   время   проведения   уроков   физической культуры: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать   с   уже   изученными   движениями   и   др.   В   связи   с   этим, выполнение   движения   происходит   неточно,   детали   техники игнорируются,   либо   находятся   причины   для   невыполнения,   что приводит к снижению качества образования по предмету. Для   решения   этой   проблемы   и   для   обеспечения   успешного обучения   использую   в   своей   работе   разнообразные   педагогические технологии.  В   своей   работе   на   уроках   физической   культуры в начальных классах я  часто применяю игровые технологии, поскольку они   позволяют   в естественной   и непринужденной   атмосфере формировать познавательные и коммуникативные УУД. регулятивные,   личностные,     Основой для данной технологии является игра. Она необходима детям для развития личности, именно в процессе игры ребенок учится познавать окружающий мир, себя и свое место в нем. У педагогической игры есть четко поставленная цель обучения и, соответствующие ей, педагогические   результаты,   которые   имеют   учебно­познавательнуюнаправленность. Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при   помощи   игровых   приемов   и ситуаций,   которые   выступают   как   стимулирования   учащихся   к учебной средство   побуждения, деятельности.   специфику   игровой   технологии в значительной   степени   определяет   игровая   среда:   различают   игры с предметами   и без   предметов,   настольные,   комнатные,   уличные,   на местности,   а также   с различными   средствами передвижения.   компьютерные,   И,   наконец, Игровая   технология   строится   как   целостное   образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает: ­ успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития; ­ сохранение   и совершенствование   на   протяжении   всего начального образования достижений дошкольного периода развития; ­ развитие   младшего   школьника   как   субъекта   собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию; ­ сохранение   и укрепление   его   нравственного,   психического, физического здоровья. Подвижные игры ­ это тот вид деятельности, которому ребёнок учится   и самостоятельно,   активно   пользуется   в повседневной   жизни. Они  имеют  большое  значение  в воспитании  сознательной  дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Рассматривая  подвижные  игры  как мощное  средство  воспитания и развития   физических   и психологических   качеств,   проанализируем этот вид деятельности,  основываясь на требования ФГОС НОО. Так   по  предметным  результатам   подвижные   игры   позволяют осваивать   универсальные   умения   в самостоятельной   организации и проведении подвижных игр: ­   осваивать   двигательные   действия,   составляющие   содержание подвижных игр; ­   взаимодействовать   в парах   и группах   при   выполнении технических действий в подвижных играх; ­ проявлять быстроту и ловкость;­   выявлять   ошибки   при   выполнении   технических   действий   из спортивных игр; ­   соблюдать   дисциплину   и правила   техники   безопасности в условиях учебной и игровой деятельности; ­   осваивать   умения   выполнять   универсальные   физические упражнения и развивать физические качества. Метапредметные  результаты.  Познавательные:  осмысление, объяснение своего двигательного опыта; ­ осознание важности освоения универсальных умений,  связанных с выполнением упражнений; ­   осмысление   техники   выполнения   разучиваемых   заданий и упражнений; ­ моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации Коммуникативные: ­ позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений; ­ объяснять ошибки при выполнении упражнений; ­ управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; ­ выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение специальной терминологией, организовать и провести игру. Регулятивные: ­ организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий; ­технически   правильно   выполнять   двигательные   действия   из базовых   видов  спорта, использовать  их  в игровой   и соревновательной деятельности; ­планировать   собственную   деятельность,   распределять   нагрузку и отдых в процессе ее выполнения Личностные результаты: ­   сформированность   навыка   систематического   наблюдения   за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок; ­сформированность   и   проявление   положительных   качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижениипоставленной цели. сопротивления   противника Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаю вспомогательные   игры,   связанные   с кратковременными   скоростно­ силовыми   напряжениями,   разнообразными   формами   преодоления мышечного   в непосредственном соприкосновении   с ним:   перетягивание,   сталкивание,   удержание, выталкивание;   различными   двигательными   операциями   с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве,   передачи   партнерам   по   команде     (Такие   игры   как: «Бросай дальше, беги быстрее», «Петушиный бой» и др.).   Для   развития   быстроты   подбираю   игры,   требующие   мгновенных ответных   реакций   на   зрительные,   звуковые,   тактильные   сигналы (хлопок,   свисток,   поднятая   вверх   рука),   упражнения   с внезапными остановками,   стремительными   рывками,   мгновенными   задержками, бегом   на   короткие   расстояния   в кратчайший   срок   и другими двигательными   действиями,  направленными   на   осознанное и целеустремленное   опережение   соперника   («Воробьи   –   вороны», «Займи кружок», «День и ночь»). Для   развития   ловкости   использую     игры,   требующие   точной координации   движений   и быстрого   согласования   своих   действий с партнерами   по   команде,   обладания   определенной   физической сноровкой   и тактической   изворотливостью,   умения   своевременно и результативно   использовать   те   редкие   благоприятные   моменты и ситуации,   которые   непредсказуемо   складываются   в условиях бескомпромиссного   психофизического   соперничества.   («Охотники   и утки», «Подвижная мишень»). Для   развития   выносливости   на   уроке   мною   применяются   игры, связанные   с заведомо   большой   затратой   сил   и энергии,   с частыми повторами   составных   двигательных   операций   или   с продолжительной непрерывной   двигательной   деятельностью,   обусловленной   правилами применяемой игры. Например, игра «Колдунчики». Трудность   игр   по   физической   нагрузке   и сложности взаимодействия   участников   должны   быть   доступными   и возрастать постепенно.   Основным   условием   успешного   внедрения   подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание   и свободное   владение   обширным   игровым   репертуарам,методикой педагогического руководства. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры   стало   изменение   отношения   к   предмету.   Обучающиеся всех   возрастов,   в   работе   с   которыми   регулярно   использовались подвижные   игры,   посещают   уроки   физкультуры   регулярно   и   с удовольствием.   Показателем   успешности   применения   игр   на   уроках стали   высокие   результаты   в   районных   соревнованиях (Легкоатлетический кросс 2015 г: Света П.­ 1 место; бег 400 м  в 2014г. ­ Воронков А­2 место; бег 1500 м­   Камран М.­ 3 место, бег 400 м – Света П. и др.) На протяжении последних лет команды школы занимают призовые   места(турнир   «Лето   с   футбольным   мячом   2015»­1   место, Военно­спортивная игра «Зарница 2015»­2 место, «Школа безопасности 2016»­2   место,   мини­футбол   2016­   2,3места)  Высоких   результатов добиваются   участники   предметных олимпиад (Зарина Д. ученица 7 класса в 2014г. заняла 3 место в окружном этапе,  Света П. ученица 8 класса ­ 1 место в 2015 г. и т.д.). Нормативы спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» учащиеся с легкостью сдают на золотые и серебряные значки.