Для решения этой проблемы и для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии. В своей работе на уроках физической культуры в начальных классах я часто применяю игровые технологии, поскольку они позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
«Игровые технологии как средство формирования
универсальных учебных действий на уроках физической культуры»
В рамках реализации ФГОС приоритетной целью современного
школьного образования вместо простой передачи знаний, умений
и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть
формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать
«архитектором» и «строителем» собственного образовательного
процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря
формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД
– это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и
позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных
областях познания.
В начале моей практики возникали некоторые трудности, с
которыми я сталкивалась во время проведения уроков физической
культуры: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения,
неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание
на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут
сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим,
выполнение движения происходит неточно,
детали техники
игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что
приводит к снижению качества образования по предмету.
Для решения этой проблемы и для обеспечения успешного
обучения использую в своей работе разнообразные педагогические
технологии.
В своей работе на уроках физической культуры
в начальных классах я часто применяю игровые технологии, поскольку
они позволяют в естественной и непринужденной атмосфере
формировать
познавательные
и коммуникативные УУД.
регулятивные,
личностные,
Основой для данной технологии является игра. Она необходима
детям для развития личности, именно в процессе игры ребенок учится
познавать окружающий мир, себя и свое место в нем. У педагогической
игры есть четко поставленная цель обучения и, соответствующие ей,
педагогические результаты, которые имеют учебнопознавательнуюнаправленность.
Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры
при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как
стимулирования учащихся к учебной
средство побуждения,
деятельности.
специфику игровой технологии
в значительной степени определяет игровая среда: различают игры
с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на
местности,
а также с различными средствами
передвижения.
компьютерные,
И,
наконец,
Игровая технология строится как целостное образование,
охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игра способна стать тем
инструментом, который комплексно обеспечивает:
успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
сохранение и совершенствование на протяжении всего
начального образования достижений дошкольного периода развития;
развитие младшего школьника как субъекта собственной
деятельности поведения, его эффективную социализацию;
сохранение и укрепление его нравственного, психического,
физического здоровья.
Подвижные игры это тот вид деятельности, которому ребёнок
учится и самостоятельно, активно пользуется в повседневной жизни.
Они имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины
у детей, которая является непременным условием каждой коллективной
игры.
Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания
и развития физических и психологических качеств, проанализируем
этот вид деятельности, основываясь на требования ФГОС НОО.
Так по предметным результатам подвижные игры позволяют
осваивать универсальные умения в самостоятельной организации
и проведении подвижных игр:
осваивать двигательные действия, составляющие содержание
подвижных игр;
взаимодействовать в парах и группах при выполнении
технических действий в подвижных играх;
проявлять быстроту и ловкость; выявлять ошибки при выполнении технических действий из
спортивных игр;
соблюдать дисциплину и правила техники безопасности
в условиях учебной и игровой деятельности;
осваивать умения выполнять универсальные физические
упражнения и развивать физические качества.
Метапредметные результаты. Познавательные: осмысление,
объяснение своего двигательного опыта;
осознание важности освоения универсальных умений, связанных
с выполнением упражнений;
осмысление техники выполнения разучиваемых заданий
и упражнений;
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения
игровой ситуации
Коммуникативные:
позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах
при разучивании упражнений;
объяснять ошибки при выполнении упражнений;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение
специальной терминологией, организовать и провести игру.
Регулятивные:
организовать самостоятельную деятельность с учетом требований
ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
мест занятий;
технически правильно выполнять двигательные действия из
базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку
и отдых в процессе ее выполнения
Личностные результаты:
сформированность навыка систематического наблюдения за
своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;
сформированность и проявление положительных качеств
личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижениипоставленной цели.
сопротивления противника
Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаю
вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно
силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления
мышечного
в непосредственном
соприкосновении с ним: перетягивание, сталкивание, удержание,
выталкивание; различными двигательными операциями с доступными
отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения
в пространстве, передачи партнерам по команде (Такие игры как:
«Бросай дальше, беги быстрее», «Петушиный бой» и др.).
Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных
ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы
(хлопок, свисток, поднятая вверх рука), упражнения с внезапными
остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками,
бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими
двигательными действиями,
направленными на осознанное
и целеустремленное опережение соперника («Воробьи – вороны»,
«Займи кружок», «День и ночь»).
Для развития ловкости использую игры, требующие точной
координации движений и быстрого согласования своих действий
с партнерами по команде, обладания определенной физической
сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно
и результативно использовать те редкие благоприятные моменты
и ситуации,
которые непредсказуемо складываются в условиях
бескомпромиссного психофизического соперничества. («Охотники и
утки», «Подвижная мишень»).
Для развития выносливости на уроке мною применяются игры,
связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми
повторами составных двигательных операций или с продолжительной
непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами
применяемой игры. Например, игра «Колдунчики».
Трудность игр по физической нагрузке и сложности
взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать
постепенно. Основным условием успешного внедрения подвижных
и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое
знание и свободное владение обширным игровым репертуарам,методикой педагогического руководства.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках
физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся
всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались
подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с
удовольствием. Показателем успешности применения игр на уроках
стали высокие результаты в районных соревнованиях
(Легкоатлетический кросс 2015 г: Света П. 1 место; бег 400 м в 2014г.
Воронков А2 место; бег 1500 м Камран М. 3 место, бег 400 м –
Света П. и др.) На протяжении последних лет команды школы занимают
призовые места(турнир «Лето с футбольным мячом 2015»1 место,
Военноспортивная игра «Зарница 2015»2 место, «Школа безопасности
2016»2 место, минифутбол 2016 2,3места) Высоких результатов
добиваются участники предметных олимпиад (Зарина Д. ученица 7
класса в 2014г. заняла 3 место в окружном этапе, Света П. ученица 8
класса 1 место в 2015 г. и т.д.). Нормативы спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» учащиеся с легкостью сдают на золотые и
серебряные значки.