Реализация ФГОС дошкольного образования требует от педагога создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Необходимо развитие как социальных, нравственных, эстетических, физических основ личности, так и интеллектуального уровня развития.
В интеллектуальном развитии дошкольников немаловажную роль играет использование игровых технологий, методы и приемы в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений.Представлен материал, как в интеллектуальном развитии дошкольников играет роль использования игровых технологий, методы и приемы в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений.
Игровые технологии в интеллектуальном развитии дошкольников.
Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагога создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром. Необходимо развитие как социальных,
нравственных, эстетических, физических основ личности, так и интеллектуального
уровня развития.
В интеллектуальном развитии дошкольников немаловажную роль играет
использование игровых технологий, методы и приемы в режимных моментах и
непосредственной образовательной деятельности по образовательной области
«Познание» при формировании элементарных математических представлений.
Задачи интеллектуального развития дошкольников:
1.
Развитие психических познавательных процессов детей старшего
дошкольного возраста.
2.
3.
Стимулирование умственной активности детей
Формирование основных математических представлений и понятий
(как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные
отношения)
4.
Обучение детей пользоваться приемами математического мышления –
сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
5.
Развитие понимания математической речи.
Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии
дошкольника
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом
в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра
рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое
развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в
условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать
развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей,
формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям
переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностноориентированных
умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественнозначимым и
общественнооцениваемым видам деятельности.
В связи с этим игровые технологии помогают в решении многих из
перечисленных выше проблем.
Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:
игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их
самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации,
противоречия; в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных
началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные
представления о чемлибо;
игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может
быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и
готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и
способы мышления;
игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения
ценностей культуры.
Исследование игровой деятельности в педагогике и психологии.
Проблема игровой деятельности широко и в разных аспектах исследовалась
в педагогике и психологии:
анализировались теории происхождения игр, их функции, созданы
различные классификации игр (Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Гросс, К.Д. Ушинский,
П.Ф. Лесгафт, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, С.Л.
Новоселова);
определено место и роль игры в развитии и становлении личности (Л.С.
Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.И. Жуковская,
А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.).
Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П.Павлов,
И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн), которая опирается на основные представления
условнорефлекторной деятельности головного мозга.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих
условий:
формировании активного отношения к познавательной деятельности;
подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;
демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и
практической деятельности;
применение знаний на практике.
Развивающая технология (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов),
которая предполагает, что организация (содержание и методы) внешних
воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.
Усвоение опыта происходит в такой последовательности:
предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к
деятельности;
материальное (материализованное) действие;
этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;
Механизм передачи и освоения опытамыслительной деятельности
разработан в рамках следующих научных
дошкольников в процессе игры
концепций:этап внутренней речи, осмысление проблемы;
этап автоматизированного действия (навык).
Анализ современных игровых технологий интеллектуального
развития дошкольников
В настоящее время существует большое количество инновационныхигровых
педагогических технологий интеллектуального развития дошкольников:
1. Исследовательский метод эффективный путь познания ребенком
окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление
наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий
вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения.
1.1.
Основной вид исследовательского процесса
детское
экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в
правильности выбранного решения какойлибо задачи. Эта технология
способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные
умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности необходима
организация
уголков
экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформление большого
количества нагляднодемонстрационного материала (тематических картинок,
карточек с символическим изображением методов исследования, схем
последовательного проведения опытов и экспериментов).
предметноразвивающей
создание
среды:
1.2. Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе
проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по
работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.
2. Технология «Росток» (ТРИЗРТВ) позволяет развивать творческую
личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими
методами и приемами:
2.1. В игре «Данетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир,
проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения
последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены
нагляднодемонстрационный материал и дидактическое пособие.
2.2. Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или
«Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем,
прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.
2.3. Знакомство с методом моделирования маленькими человечками
способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком,
твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме
знакомятся с молекулярным составом веществ.
3. В процессе применения развивающей игровой технологии необходимо
создание игротеки, содержащей огромное количество развивающих игр, которые
привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом,
возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое
мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность даннойигровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения
в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.
3.1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с
геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает
мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать),
познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный
дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.
3.2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера
формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по
длине и количеству, представление о числе.
3.3. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В.
Воскобовича:
o
o
o
«Волшебный квадрат» помогает развивать воображение, учит детей
превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре
формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.
Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный
квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти,
мышления,
сенсорных и творческих
способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять
различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами
«гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.
творческого воображения,
речи),
В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные
геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.
3.4.
Достигать раннего развития пространственного мышления,
сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского
педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб».
Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии
с принципом «от простого к сложному» и личностноориентированной моделью
обучения.
Взаимодействие с родителями по вопросу интеллектуального
развития дошкольников.
Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей,
формированию математических представлений способствовала совместная работа
с родителями. Для этого я старалась заинтересовать и привлечь родителей к
данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, открытые
мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении
родительского собрания являлись открытые мероприятия по математике.
Родители видели динамику развития математических представлений у детей, как
они проявляли инициативу в процессе усвоения программного материала. После
этого проводилось обсуждение просмотренного,
родители делились
впечатлениями. Опыт работы показал, что родители с большим удовольствием
посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с
детьми. Эффективным методом работы с родителями являлись консультации.
Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давалисьсоветы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные
способности. Одной из методических находок стал выпуск информационной
газеты «Домашняя игротека», где давались практические рекомендации по работе
с детьми дома, предлагались разнообразные игровые упражнения по развитию
интеллектуальных способностей. Также вниманию родителей предлагались
книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем
внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые
математические представления, подготовить руку к письму, развить речь,
внимание, память будущего первоклассника. Таким образом, совместная работа
родителей и воспитателей способствовала успешному развитию интеллектуальных
способностей у дошкольников.
В результате проведённой работы у детей повысился уровень знаний в
области математики, появилась уверенность в своих силах, желание активно
участвовать в процессе обучения, улучшилась память, внимание, развилась
способность к умственным действиям, фантазия, воображение, мышление,
понимание математической речи, что является составляющими компонентами
интеллектуального развития дошкольников.
Поскольку в ходе реализации педагогической технологии развивающих игр
очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения
детьми новых игр, хочется дать методические советы, которые помогут любому
педагогу эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в
свою работу:
Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он
погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности.
Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки,
подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый
привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой
деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу
заданий, предлагаемых в игре.
Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В
дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в
роли «консультанта».
Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.
Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу.
Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен
иметь возможность думать самостоятельно.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он
сам может додуматься.
Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его
способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно
оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий. Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре,
нужно на время ее отложить.
Системная работа по интеллектуальному развитию старших дошкольников
через использование игровых технологий, методов и приёмов по образовательной
области «Познание»
при формировании элементарных математических
представлений позволила повысить уровень их познавательной и умственной
активности, сформированности элементарных математических представлений.
Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры
ЛИТЕРАТУРА.
1.
для фантазеров»
2.
3.
4.
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми
Воскобовича В.В.»
5.
6.
7.
8.
9.
Воскобович В.В. «ГеоМетриЯ»
Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра»
Страунинг А.М. Программа «Росток» (ТРИЗ – РТВ)
Страунинг А.М. «Методы активизации мышления»
Страунинг А.М. «Технология обучения дошкольников умению решать
творческие задачи»
10.
Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3
7 лет»
11.
Гуткович, И.Я. Программа по развитию творческого воображения
(РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов
теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста / И.Я.
Гуткович, И.М. Костракова, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1994, 65 с.
12. Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения
детей 46 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. –
Ульяновск :Симбирская книга, 2001. 64 с.
13.
«Золотой ключик» творческого мышления: сборник методических
материалов ДОУ № 277 г. Самары / Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000.
84 с
14. Сидорчук, Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе
с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. Ульяновск, 1991. 52 с.
15. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А.
Сидорчук, И.Я. Гуткович. Ульяновск, 1995. – 44 с.
16. АраповаПискарева Н.
А.
Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. – М.: МозаикаСинтез, 2008.
17. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие
математических особенностей// Дошкольное воспитание. – 2/2000.
18. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое
мышление// Дошкольное воспитание – 9/2004.19.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика
Синтез, 2006.
20.
Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 57
лет. – Издательство «АКАЛИС», 1996.
21. Панова Е. Н. Дидактические игрызанятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП
Лакоценин, 2007.