Тема: «Игрушка и антиигрушка.
Как играют наши дети?»
Все знают, что дети любят играть, вы поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываетесь, каково же воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы и развлечения, другие используют игру для отвлечения малыша от шалостей, капризов.
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психологическое развитие, формируется личность в целом.
Что такое игра?
Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В процессе игры с накоплением жизненного опыта, складывается обучения и воспитания, в игре образное мышление становится более содержательным, разнообразным, концентрируется тематика по количеству ролей, участников. С использованием игр развиваются внимание, тренируется память, развивается речь, отрабатывается социальное поведение.
Игра – это не просто развлечение, это сложная повседневная работа, на которой он учится нормам и правилам современной жизни, постигает истинные ценности.
Какова в игре роль игрушки?
Игрушка является не только сопровождением игры, но и средством обучения, развлечения и даже лечения, а так же образом идеальной жизни, идеального мира.
Одним
из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького
ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для ребенка игрушка центр игры,
она наталкивает его на тему, роль, вызывает желание действовать. Но игрушки,
которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение. Иногда
простая коробка из-под обуви может быть прицепом для машинки, в которой малыш
перевозит кубики, кирпичики или устраивает в ней кроватку для куклы. Часто
девочки играют только с куклами - это мешает развитию смекалки, творческих
способностей, а мальчики обычно играют с машинками - это ограничивает их
общение с девочками. Лучше, если мы взрослые, не будем делить игрушки на
«девчоночьи» и «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно купить
мишку, куклу в образе мальчика. Важно, чтобы мальчик мог заботиться о ком-то,
делиться своими радостями и горестями.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться,
которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть
ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда
выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На
них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но
их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают
стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих
развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему
проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Побеседовав с вашими детьми, я узнала много нового, дети рассказали, что у них
дома довольно много игрушек. И ещё немного расстроил тот факт, что не все
родители играют дома со своими детками.
А
теперь давайте посмотрим, что рассказывают дети о своих игрушках.
(включается видео)
Игрушкой, а точнее Антиигрушкой можно назвать сегодня и компьютер, который заполнил умы и сознание наших детей. Каждый современный ребенок знаком с этим «инструментом цивилизации», причем возраст этого знакомства сокращен до минимума. Компьютер заменяет традиционную игрушку не только подростку, но и совсем юному человеку, начиная уже с 3-х летного возраста, а то и раньше. Компьютерные игрушки носят преимущественно жестокий, злой и агрессивный характер.
Есть у нас хорошие, добрые и мудрые игрушки.
«Что
такое хорошая игрушка?»
• Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка,
должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.
• Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не
означает их изобилие.
Детям
следует приобретать игрушки разных видов:
• Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)
• Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)
• Строительные наборы (деревянные геометрические формы)
• Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики
и т.п.)
• Игрушки-забавы.
Главное, нужно помнить, что все, кроме любимой игрушки следует периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас не нужна. А через некоторое время ее появление вызовет новые эмоции и познавательный процесс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.