ИГРЫ - БОГАТЕЙКИ Игра – богатейка «ТРИ КУБИКА»

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры-богатейки Правила.docx

ИГРЫ - БОГАТЕЙКИ

 

Игра – богатейка «ТРИ КУБИКА»

  До начала игры логопед делает «табло»: раскладывает на столе два ряда по 6 карточек: в верхнем ряду - карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем ряду – коррекционные картинки, содержание которых определяет логопед.

      Каждый игрок поочередно, трясет закрытую шкатулочку, перемешивая три игральных кубика, лежащие внутри. При этом можно предложить игрокам вместо беспорядочного встряхивания шкатулки с кубиками, воспроизводить ритмический рисунок, заданный логопедом

      Затем игрок ставит шкатулочку на стол, осторожно раскрывает ее и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками.

         Предположим, сверху на первом кубике «2 точки».  Игрок четко называет картинку, лежащую под карточкой с цифрой «2». Аналогичным образом игрок соотносит с коррекционными картинками и показания двух остальных кубиков.

        Предположим, показания кубиков: 2, 5, 2.  Под цифрой 2 на «табло» - «роза», под цифрой 5 –

«ручка». В этом случае игрок четко проговаривает: «Роза, ручка, роза». Если бы показания всех трех кубиков совпали, игроку пришлось бы трижды повторить название картинки, лежащей на «табло» под выпавшей цифрой.

            Играть - это производить опыты со случаем.
                   Новалис                            
      После того, как участник игры четко назвал каждую из трех картинок, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания – игрок не получает ничего.  Если показания двух кубиков совпадают – игрок получает маленький призовой жетон, если же совпадут показания трех кубиков – игроку торжественно вручается призовой жетон большого размера.

 

Бесконечная игра
не доводит до добра
            Пословица
     Поскольку такая игра не имеет логического завершения, логопед может   остановить ее в любое время, предварительно предупредив игроков о своем решении и предоставив каждому из них   возможность сделать заключительный ход.

           Победителями чувствуют себя все участники игры, получившие призы, но особенно самый «богатый» игрок.

      Для того, чтобы не провоцировать развитие алчности у детей, можно в качестве призовых жетонов вместо игрушечных монеток давать участникам игры, предположим, жетоны с изображением воздушных шаров.  В этом случае победителем станет игрок с самой большой «связкой шаров», которая сможет «поднять его к звездам».

             Если предложить игрокам собирать жетоны – «цветы», то по окончании игры дети  с удовольствием расскажут, кому бы они подарили свои букеты (маме, бабушке, подружке,  воспитательнице)   

      Можно «спасать голодающих зайчиков», «зарабатывая» для них таким образом морковку.  «Интересно, чей зайчик будет самым довольным и упитанным» и т.д.

 

Примечания:

1.      На этапе постановки звука вместо коррекционных картинок в игре- богатейке могут использоваться пиктограммы с оральными образами звуков или карточки со слогами.

 

2.      На этапе автоматизации корригируемого звука в предложении можно заменить предметные картинки на сюжетные или просто дать детям образцы предложений, составленным по предметным картинкам, например, со звуком Ш:                                                                                                                                          

                 -  картинка «душ» - «Мою под душем шею и уши»

                 -  картинка «шина» - «У машины шипы на шинах»

                 -  картинка «камыш» - «Камыши шуршат в тиши»

                 -  картинка «лягушка» - «Лягушка – квакушка большая болтушка»

                 -  картинка «мышка» - «У мышек нет штанишек»

                 -  картинка «подушка» - «У подушки 2 брюшка, 4 ушка»

 

3.     На этапе дифференциации оппозиционных звуков можно поместить под цифрами в «табло» сюжетные или предметные картинки, иллюстрирующие короткие (в одно предложение) скороговорки, например, со свистящими и шипящими звуками:                                                                                                                                      

        -  картинка «сороконожка» - «Сколько сшить сапожек для сороконожек?»

        -  картинка «сушки» - «Эти сушки сушили старушки»

         -  картинка «миска» - «Мышкина миска меньше Мишкиной миски»

         -  картинка «кошка» - «Пушистая кошка сидит на окошке»

         -  картинка «лыжи» - «Лишь у лис нет лыж»

         -  картинка «ёж» - «Ёж нёс нож – поранил нос»

 

4.     Если заменить коррекционные картинки в «табло» карточками со схемами предлогов, можно провести работу по уточнению и закреплению у детей пространственных представлений:

1 – «на»,

2 – «над»,

3 - «под»,

4 - «за»,

5 - «перед»,

6 - «в».

 

 

 

 

Круг и прямоугольник на схемах будут менять свое значение в зависимости от того, работу по автоматизации каких звуков проводит логопед, например,

       -  Звук [Р] «шар» и «коробка» («шар на коробке»);

       -  Звук [Л] «колобок» и «лукошко» («Колобок над лукошком»);

       -  Звуки [Л] - [Р] «Колобок» и «коробок» («колобок перед коробком»);

       -  Звук [С] «колесо» и «сундук» («колесо за сундуком»);

       -  Звук [Ш] «шарик» и «шкатулка» («шарик под шкатулкой»);

       -  Звуки [С] - [Ш] «шарик» и «сундук» («шарик в сундуке») и т.п.

 

 

5.     Логопед может превратить в увлекательную игру-богатейку сложные упражнения по придумыванию детьми слов с определенными звуками, например, Р и Рь., по заданным схемам:

 

 

 

 

         

               Прямая полоса на схеме обозначает слово, а кружок указывает место заданного звука в структуре слова. При этом синим кружком обозначается твердый согласный звук (в данном случае звук Р), а зеленым – мягкий согласный звук (Рь)