Развитие речи старших дошкольников
Упражнения
Составила воспитатель: Малолеткина Наталья Владимировна
Цель: уметь различать фонемы, понимать речь другого человека, контролировать свою собственную речь. Развивать фонематические процессы:
Слышать звук и выделять его в ряду других звуков, слогов, слов.
Развивать умения разделять слова на звуки.
Упражнение
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это – лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
Угадай, какой звук я произношу.
Взрослый без голоса одними губами, «произносит» гласные звуки. А, О, У, И. Ребенок должен угадать.
Назови первый звук в словах.
ГРОЗА, ГОНЕЦ.
Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме.
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос- морковку нашему …. (снеговику).
Мы показали соседям нашего…. (снеговика).
Мы играли со ….(снеговиком)
Мы рассказали о …(снеговике)
Собери предложение.
Игра, на катание, фигурное, заниматься, каток.
Что лишнее и почему?
Лыжи, санки, коньки, василек.
Зима, весна, декабрь.
Составить рассказ по картине «Зимние забавы»
Ребенок в своем рассказе должен как можно больше употребить глаголов движения, образованных с помощью различных приставок: НА - ,ЗА -, ОТЬ -, ПЕРЕ -, У-, ОБЪ – ЕХАЛ;
ОТ-, ЗА-, У-, ПРИ-, ПЕРЕ –КАТИЛСЯ и.т.д.
Закончи предложение.
У Светы одни санки, а у двойняшек двое санок.
У Светы одни санки, а у двойняшек две пары ….(лыж)
У Светы одни коньки, а у двойняшек две пары …(коньков)
Продуктивная деятельность.
«У Новогодней ёлки»
Раскрасить цветными карандашами картинку, аккуратно не выходя за контуры и накладывать штрихи в определенном направлении.
Цель: Развивать силу голоса, уметь различать фонемы, понимать речь другого человека, контролировать свою собственную речь. Развивать фонематические процессы. Уметь подбирать синонимы.
Упражнение
Научить ребенка застегивать на пуговицы кофты, пальто и.т.д. Постепенно ребенок должен научиться застегивать одну пуговицу одной рукой.
Развитие силы голоса.
Пропевание гасных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а-о-у)
Назови первый звук в словах первый звук.
МОРОЗ, ОКНО, МАЙ.
Придумай несколько слов, которые начинаются со звука (м)
Скажи наоборот.
Темный – светлый
Короткий (длинный)
Черный (белый)
Холодны (теплый, горячий)
Пасмурный (яркий, солнечный)
Мягкий(твердый, жесткий)
Заморозки (оттепель)
Зимний (летний)
Легкий (тяжелый)
Сосчитай до пяти.
Одна зимняя ночь, две зимние ночи, три зимние ночи….пять зимних ночей.
Одна синяя варежка…
Один холодный день….
Одна теплая шуба…
Один пуховый платок…
Одно меховое пальто….
Вопросы на засыпку?
Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что - потом?
Чего больше – снегопадов или снежинок?
Чего меньше- зим или зимних месяцев.
Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.
Сижу верхом,
Не знаю, на ком. (Шапка)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязанной сидят (Варежка)
«Что пропало»
Ребенок внимательно смотрит на картинки и старается запомнить расположение. Воспитатель закрывает белым листом бумаги одну из картинок, просим ребенка отгадать, что было на этом месте.
Продуктивная деятельность.
«Зимняя шапка и шарфик»
Пластилинография
Раскрасить цветным пластилином картинку, аккуратно не выходя за контуры. Слой делать тонким.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.