муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Волгодонска
Игры и игровые упражнения
по лексической теме «Весна»
Воспитатель высшей категории
Крисанова Татьяна Ивановна
г. Волгодонск 2021г.
Лексическая тема: Весна
Цель: Создание условий для развития детей в период самоизоляции.
Возраст: 5-7 лет\
Поговорите с ребенком о признаках весны.
Ранней весной солнце начинает прогревать почву, снег тает, на реках начинается ледоход. На кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Весной возвращаются перелетные птицы, все птицы весной вьют гнезда, где высиживают птенцов. Просыпаются насекомые и их личинки. Поздняя весна наступает в мае, это пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Солнышко пригревает все ярче, идут весенние дожди. Скоро лето…
Игра «Расскажи, что происходит в природе весной»
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.
Игра «Скажи ласково»
Весной природа просыпается после зимней спячки. Воздух наполняется ароматами цветов и щебетанием птиц. Всё вокруг радостное, приветливое, яркое. В такую пору хочется быть ласковым с каждой букашкой, с каждой травинкой. Давай, малыш, потренируемся говорить ласково-ласково:
Не «лист», а «листочек».
не «подснежник», а…
не «солнце», а…
не «облако», а…
не «жук», а…
не «птенец», а…
не «дерево», а…
не «птица», а…
не «капля», а…
Игра «Один- много»
Гнездо – гнезда перо - перо-
Дерево - птенец - детеныш —
Ветка - лист - зверь —
Почка - песня - цветок -
Игра «Весной бывает – не бывает»
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
Составить короткий рассказ о весне.
Какое время года наступило? Назови весенние месяцы
Какое солнце весной? Что происходит весной со снегом?
Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
Что происходит с птицами и животными?
Какой труд выполняют люди весной?
Нравится ли тебе весна? Почему?
«Расскажи, что делает»
К каждому названному слову надо подобрать действие, желательно несколько
дождь — {идёт | льёт | капает};
солнце — {светит | греет | припекает};
снег — {тает | сверкает | исчезает};
птицы — {поют | вьют (гнёзда) | прилетели};
листья — {зеленеют | появляются | растут}
«Расскажи, какой»
К каждому названному слову надо подобрать признак, желательно несколько:
листья — {зелёные | молодые | нежные};
ручьи — {быстрые | звонкие | полноводные};
снег — {последний | рыхлый | серый};
небо — {высокое | голубое | чистое};
солнце — {яркое | тёплое | приветливое}.
«Посчитай»
Для игры вам потребуется два набора разрезных карточек — предметные картинки на тему «Весна» и числа от «1» до «10».
Сложите карточки в две стопки рубашкой вверх.
Дети по очереди вытягивают по одной картинке из каждой стопки и называют, что у них получилось.
Например:
один листок;
три грача;
пять подснежников;
семь корабликов.
Можно брать предметную картинку и перечислять для неё формы с числительными: одно гнездо, два гнезда, три гнезда и т. д.
«Весенняя викторина»
Друзья, обратите внимание! Ваша задача не просто задавать вопросы, как бы экзаменуя малыша, но побуждать его к свободным рассуждениям в рамках обозначенной темы. Заполняйте викториной время, которое вы проводите в пассивном ожидании (например, папу с работы). Обсуждайте вопросы во время прогулки или ваших домашних дел.
1) Назови весенние месяцы в прямом порядке
Март, апрель, май.
2) Назови весенние месяцы в обратном порядке
Май, апрель, март.
3) Назови 3 признака весны
Солнце греет сильнее, тает снег, прилетают перелётные птицы.
4) Почему весной тает снег?
Снег тает, потому что становится теплее.
5) Что такое масленица?
Масленица — старинный славянский праздник, проводы зимы. В этот день сжигают чучело зимы, пекут и едят блины, играют в игры, поют песни.
6) Что такое капель?
Капли оттаявшего снега, падающие с крыш и деревьев.
7) Что такое проталина?
Земля, открывшаяся под растаявшим снегом.
8) Назови зверей, которые весной просыпаются после зимней спячки.
Медведь, ёж, барсук.
9) Назови перелётных птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых стран.
Ласточка, иволга, зяблик.
10) Назови первые весенние цветы.
Подснежник, гиацинт, пролеска.
Загадки о весне.
В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг.
Ты знаешь, кто она?
Красавица …(весна)
- Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
- Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (ручей)
- Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный
Чистый маленький … (подснежник)
- Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит... (капель)
- Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется...(трава)
Пальчиковая игра «Весна»
К нам весна лишь заглянула (потянуть руки вперед)
В снег ладошку окунула (руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвел там нежный (руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник (пальцы раскрываются, словно подснежник)
Игровое упражнение: Весна – красна.
Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.
Все дети говорят слова :
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель,
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь, гуляй!- проходят в ворота
«Весенняя живопись»
Рассмотрите с ребёнком картинки. Обсудите, что на них нарисовано. Попросите малыша объяснить, почему эти раскраски относятся к лексической теме «Весна». Пусть ребёнок раскрасит их цветными карандашами.
Логические упражнения
Логические занятия позволяют развить у ребенка мышление, учат его думать, вырабатывают умения связывать причину и последствия. В качестве логических упражнений можно предложить ребенку решить следующие задачи:
· На березе выросло две груши, а на яблоне — три. Сколько всего выросло груш? (Ответ: на этих деревьях груши не растут).
· В вазе стояло три розы и две ромашки. Сколько роз стояло в вазе? (Ответ: три).
· Что будет с платком белого цвета, если его окунуть в Красное море? (Ответ: он намокнет).
· Вася вместе ссыпал три кучки песка. Затем добавил еще одну кучку. Сколько кучек песка стало? (Ответ: одна).
· Что будет тяжелее: килограмм ваты или килограмм камней? (Ответ: вес у них одинаковый).
· Как в решете перенести воду? (Ответ: если заморозить ее).
· Петя разрезал батон на три части. Сколько он сделал надрезов? (Ответ: два).
· На дворе наступил январь. В саду зацвела яблоня и три сливы. Сколько деревьев всего зацвело? (Зимой деревья не цветут).
· В море плавало 5 пароходов. Два из них пристали к пристани. Сколько пароходов плавало в море (Ответ: 5).
Уважаемые родители! Лексическая тема «Весна» открывает широкие перспективы для эффективной педагогической деятельности. Вы можете использовать загадки про весну и учить с ребёнком весенние стихи, читать сказки и рассказы про это чудесное время года, лепить из пластилина весенние поделки или рисовать весенние картинки. Творите, фантазируйте, развивайтесь! И пусть ваше родительство будет счастливым.
До новых встреч! И будьте здоровы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.