Игры и упражнения для занятий с ребенком с СДВГ

  • doc
  • 17.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала упражнения для детей с СДВГ.doc

Игры и упражнения для занятий с ребенком с СДВГ

Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми.

При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.

 

Для развития произвольности:

·       «Да» и «нет» не говори»

·       «Летает – не летает»

·       «Съедобное – несъедобное»

·       «Запретное движение»

·       «Запретное слово»: ребенок вслед за психологом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши;

·       «Раз-два-три – говори!»

·       «Море волнуется» 

 

Для развития внимания и памяти:

 

1.                        «Что исчезло?»: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»;

2.                        «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;

3.                        «Внимание – рисуй!»: психолог показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок (см.: Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;

4.                        «Слушай хлопки»: психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать (как лягушка);

5.                        «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»;

6.                        «Запомни и повтори движения»: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения;

7.                        Работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др.

 

Для развития моторики и координации движений:

 

1.                        «Бирюльки»: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

2.                        «Насос и мяч»

3.                        «Я кубик несу и не уроню»

4.                        «Клоуны»

5.                        «Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны;

6.                        «Перекрестные хлопки»: психолог и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки;

7.                        «Робот»: психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»;

8.                        Любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения. 

 

Для активизации подкорковых структур мозга:

А) дыхательные упражнения:

 

·  дыхание с задержкой на вдохе/выдохе – сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы;

·  ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»;

·  ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При выдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе – постепенно опускает вниз и свистит;

·  ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.

 

 Б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:

 

·  «Снеговик»: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком – тело должно быть сильно напряженно, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он – лужица воды;

·  «Дерево»: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. «Семечко» прорастает и превращается в дерево – ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево – ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают;

·  «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;

·  «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.

 

В) упражнения на пространственную ориентацию:

 

·  ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.

·  ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;

·  «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.».