Игры и упражнения для занятий с ребенком с СДВГ
Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми.
При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.
Для развития произвольности:
· «Да» и «нет» не говори»
· «Летает – не летает»
· «Съедобное – несъедобное»
· «Запретное движение»
· «Запретное слово»: ребенок вслед за психологом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши;
· «Раз-два-три – говори!»
· «Море волнуется»
Для развития внимания и памяти:
1. «Что исчезло?»: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»;
2. «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;
3. «Внимание – рисуй!»: психолог показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок (см.: Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;
4. «Слушай хлопки»: психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать (как лягушка);
5. «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»;
6. «Запомни и повтори движения»: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения;
7. Работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др.
Для развития моторики и координации движений:
1. «Бирюльки»: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;
2. «Насос и мяч»
3. «Я кубик несу и не уроню»
4. «Клоуны»
5. «Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны;
6. «Перекрестные хлопки»: психолог и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки;
7. «Робот»: психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»;
8. Любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.
Для активизации подкорковых структур мозга:
А) дыхательные упражнения:
· дыхание с задержкой на вдохе/выдохе – сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы;
· ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»;
· ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При выдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе – постепенно опускает вниз и свистит;
· ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.
Б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:
· «Снеговик»: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком – тело должно быть сильно напряженно, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он – лужица воды;
· «Дерево»: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. «Семечко» прорастает и превращается в дерево – ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево – ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают;
· «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;
· «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.
В) упражнения на пространственную ориентацию:
· ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.
· ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;
· «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.