Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
у детей дошкольного возраста
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
№ |
Название игры |
Цель игры |
Ход игры |
1. |
«Ушки - слушки» |
закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. |
Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие. |
2. |
«Кто позвал?» |
совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных. |
Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос. |
3. |
«Где звенит?»
|
развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. |
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука. |
4. |
«Послушай и назови нужное слово» |
совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
|
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук. Например: Ж Жук жужжит в железной банке – |
5. |
«Назови одинаковый звук в словах»
|
развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. |
Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах. |
6. |
«Назови первый звук в слове» или «Назови последний звук в слове»
|
развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. |
Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. |
7. |
«Поймай слово»
|
формировать навыки звукового анализа и синтеза. |
Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка… |
8. |
«Тихо – громко говори » |
развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью. |
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила». Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.