“Найди и назови нужное слово,,
Материал:
С Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
З На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
Описание: Логопед предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными парами звуков.
“Хлопни в ладоши,,
Речевой материал:
о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э;
ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).
Описание: Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].
“Назови первый звук в слове,,
Буратино
Логопед показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.
“Назови последний звук в слове,,
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Логопед оказывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.
Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.
“Разноцветные корзинки,,
Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, картофеля, глаза, ложки
Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у] в словах.
Описание. На наборном полотне - красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [a], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.
“Подними сигнал,,
Речевой материал:
б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.
Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).
Описание. Детям предлагается поднять букву Б или фишку, когда они услышат соответствующий звук.
‘’Утенок гуляет,,
Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
“Волшебные часы,,
Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.
Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф]: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].
«Разноцветные квадратики».
Речевой материал: слова: ручка, рюкзак, рот, сок, дым, лак, рак.
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (пластмассовыми квадратиками красного, синего и зеленого цветов).
Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.
“Назови гласные,,
Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.
Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать гласные и согласные звуки.
Описание. Педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.
“Воздушные шары,,
Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы.
Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах.
Описание. На картинке изображены девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое - со звуком [з], Соне - со звуком [с].
“Гласная потерялась,,
Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа.
Описание. На магнитной доске -картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки:
а ) с гласными а, и, о:
б) со словами: м.к, к.т, к.т.
Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.
Цель: закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.Описание. Педагог прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.
“Живые буквы,,
“Раздели и забери,,
Цель: развивать навык слогового анализа слов.
Описание. На наборном полотне выставляется комплект картинок с изображением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.
Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж.чайник, ключ, очки – чщетка, ящик, щавель – щ коса, усы, нос- сселедка, Сима, лось – ськоза, замок, зуб – з зима, зеркало, вазелин – зь цветок, яйцо, курица – ц лодка, стул, лампа – л
“Какой звук есть во всех словах?,,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.