Игры и упражнения, способствующие развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Оценка 4.6

Игры и упражнения, способствующие развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оценка 4.6
docx
09.04.2020
Игры и упражнения, способствующие развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Игры и упражнения на развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.docx

Игры и упражнения, способствующие развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Современные тенденции модернизации образования требуют всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционно-логопедической помощи детям. Организованная коррекционно-развивающая образовательная деятельность в традиционной форме необходима. Но она, как правило, основывается на тренировочных упражнениях, связанных с сопряжённым и отражённым проговариванием вслед за логопедом, которые быстро утомляют дошкольников, особенно имеющих нарушения не только звуковой, но и смысловой сторон речи.

        Актуальным  является также  введение интегрированного подхода к решению проблем, связанных с нарушениями речи. Поэтому я на  занятиях использую такие игровые приёмы, чтобы решались одновременно  многие  задачи, и были основаны на разных видах деятельности. И я считаю это целесообразным, т.к.  любому  нарушению речи сопутствуют нарушения психических процессов, которые неизбежно влияют на формировании личности ребёнка, а позднее - на успешность усвоения школьной программы. Особенно важным является раннее коррекционно-образовательное воздействие для детей с общим недоразвитием речи, которое нужно сочетать с работой по развитию психических процессов: внимания, восприятия, пространственных ориентировок, памяти и мышления.

        В своей работе над формированием словообразовательных процессов у детей  я также использую игры и задания, направленные на развитие зрительного гнозиса. Таким образом, одновременно решается главная  задача – коррекция речи детей – и  идет развитие зрительного восприятия и внимания. Систематическое использование подобных игр, заданий позволяет максимально подготовить ребенка к школьному обучению, предупредить  оптическую и аграмматическую дисграфии.

 

 

Формирование навыков словообразования в

сочетании с цветотерапией.

       Для развития словообразовательных навыков целесообразно использовать цветотерапию, как один из эффективных приёмов логопедической работы.

       Цветотерапия - наука, изучающая свойства цвета. Эффективный метод воздействия его на состояние человека, которое учёные связывают с влиянием электромагнитных волн на наши органы, причём действие разных цветов оказывает специфическое влияние при различных состояниях и заболеваниях. При помощи определённого цвета можно корректировать психоэмоциональное состояние ребёнка. 

       Дидактическая игра « Музыканты»

Цель: учить образованию  новых форм существительных  суффиксальным способом, 

обозначающих людей играющих на разных музыкальных инструментах, изменять их по родам.

       Оборудование: силуэтные изображения мужчины и женщины, парные контурные картинки музыкальных инструментов красного и синего цвета

       Ход игры:

Логопед:- подберите пару музыкальных инструментов. Картинку синего цвета положите к изображению мужчины, красного к изображению женщины.

Скрипка- скрипач- скрипачка,

Барабан-барабанщик-барабанщица.

Аналогично проводится игра «Спорт», Профессии».

Теннисная ракетка - теннисист-теннисистка.

Футбольный мяч - футболист-футболистка.

       Дидактическая игра « Белые слова».

       Цель: обучать образованию   прилагательных путём сложения  двух основ прилагательного и существительного.

       Оборудование: картонный белый дом (др. цветные варианты),  картинки частей тела и лица.

       Ход игры:

Логопед:- Это белый дом. Мы его будем заселять сложными словами. Все слова,  попадающие  в этот белый дом становятся белыми. Например, если у человека белые зубы, значит, он (какой?) белозубый.

       Аналогично проводится работа с другими  словами.

Белая борода - белобородый.

Белое лицо – белолицый.

Белая грива – белогривый.

Белая голова – белоголовый.

Белый лоб – белолобый.

Белое ухо – белоухий.

 

Дидактическая игра «Назови  семью животных»   с предметами – заменителями.

       Цели:

·  Формировать  навык образования  притяжательных  прилагательных от существительных.

·  Способствовать закреплению названий диких животных и частей их тела.

       Оборудование: набор цветных кругов большого, среднего, маленького размера, иллюстрации животных.

       Ход игры:

Логопед: - Выберите картинку животного. Подберите круги такого  цвета, чтобы они соответствовали окраске данного животного. Разложите фигуры в порядке убывания, называя семью животных.

 

       Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?» с геометрическими фигурами.

       Цели:

·  Формировать  навык образования  притяжательных  прилагательных от существительных.

·  Способствовать закреплению названий диких животных и частей их тела.

       Оборудование: набор цветных кругов и треугольников, иллюстрации животных.

       Ход игры:

Логопед: - Выберите круг определённого цвета. Подберите картинку животного соответствующей окраски. Выложите на столе круг и назовите животное, затем подкладывайте к кругу треугольники такого же цвета  и называйте окраску и части тела животного. 

                        Белый  медведь - белый медвежий хвост, белая медвежья лапа, белое медвежье ухо.

       Игра с мячом « Скажи ласково».

       Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи с уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласовывать существительные в роде, числе.

       Оборудование: мяч,  разнообразные «полянки» большого и маленького размера, изготовленные из бумаги.

       Ход игры:

Логопед: -

Выбери и встань на «полянку», например белого цвета, а я встану на полянку такого же цвета, кину мяч и назову предмет. Ты возвращаешь мяч, и называешь предмет и его цвет  ласково.

Белый дом- беленький домик.

Белый заяц- беленький зайчик.

Белая чашка – беленькая чашечка.

       Инсценировка .

Логосказка « Белая сказка».

       Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи с уменьшительно-ласкательных  и увеличительных суффиксов.

       Оборудование: белая скатерть, фигурки  зайцев и медведя( или маски).

       Текст:

Однажды зимой на белую снежную поляну прискакал белый заяц и стал хвастаться перед другими белыми зайцами.

 - Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не хвост, а хвостище, не лапы, а лапищи.

       Тут на белую снежную поляну вышел медведь, он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился.

- какой же ты зайчик хвастунишка. Ты же маленький. У тебя не глазищи, а  глазки, не зубищи, а зубки, не усищи, а усики, не хвостище, а хвостик, не лапищи, а лапки.

       Стало белому зайцу стыдно, и он решил, что никогда больше не будет хвастаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Практика работы со старшими дошкольникам с ОНР показала, что представленные в этой главе  игровые приёмы способствуют не только формированию словообразовательных навыков, но и способствуют развитию зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, а также корригируют психоэмоциональное состояние ребёнка.


 

Игры и упражнения, способствующие развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с

Игры и упражнения, способствующие развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с

Формирование навыков словообразования в сочетании с цветотерапией

Формирование навыков словообразования в сочетании с цветотерапией

Оборудование: картонный белый дом (др

Оборудование: картонный белый дом (др

Формировать навык образования притяжательных прилагательных от существительных

Формировать навык образования притяжательных прилагательных от существительных

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи с уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи с уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов

Заключение Практика работы со старшими дошкольникам с

Заключение Практика работы со старшими дошкольникам с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020