Игры и задания на развитие мышления у дошкольников
Оглавление
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ. 2
1. «Я загадал». 2
2. «Я беру с собой». 2
3. «Рассели по комнатам». 2
4. Задачи на сравнение. 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ.. 3
Примерные вопросы для ребенка 6-7 лет. 3
РЕКОМЕНДАЦИИ И ИГРЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.. 5
Игра «Почему это произошло?». 5
Игра «Что может произойти, если…». 5
Игра «Продолжи предложения». 5
Игра «Найди связь». 6
Игра «Невероятные фантазии». 6
Игра «Понимание назначения». 6
Взрослый загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.
Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).
Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:
1. Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
2. У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.
Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.
С ребенком 6-лет нужно больше разговаривать и задавать вопросы, на которые они знают ответ, либо могут поинтересоваться у взрослого, главное побуждать интерес ребенка к получению новых знаний о себе и об окружающем мире.
1. Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой).
2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: женщиной или мужчиной?
3. Сколько тебе лет?
4. Сколько тебе было год назад (в прошлом году?)?
5. Сколько тебе будет через год? Через два?
6. Когда у тебя день рождения? (число, месяц)
7. Как зовут твою воспитательницу?
8. Она старше или младше тебя?
9. Сколько детей у вас в группе?
10.Есть ли у тебя друг? Как его зовут?
11.Какое сейчас время года?
12.Какие еще времена года ты знаешь? Какие месяцы ты знаешь?
13.Какие дни недели ты знаешь?
14.Сейчас утро, день или вечер?
15.Когда мы завтракаем: утром или днем? Когда обедаем: вечером или днем?
16.Что бывает раньше: обед или ужин? Что позже: завтрак или обед?
17.Для чего человеку нужны глаза, уши, рот? Какие еще части тела ты знаешь?
18.Чем отличается день от ночи?
19.Кто больше: корова или коза?
20.Кто меньше: птица или пчела?
21.Кто длиннее: червячок или змея?
22.У кого меньше лап: у собаки или у петуха?
23.Как называется наша страна? Какой главный город? Скажи свой адрес.
24.Что делают почтальон, строитель, учитель?
25.Какого человека называют хорошим? Плохим?
26.Чем ты любишь заниматься?
27.У тебя есть любимая игрушка? Любимый мультфильм? О чем он?
28.Покажи рукой, где верх, а где низ? Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа? А что находится у меня (взрослого) слева? Справа? Правой рукой покажи левую коленку. Левой рукой покажи правое ухо. Правой рукой покажи левое плечо. Левой рукой покажи правую ладонь.
Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу. Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка.
Предложите
ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
• Если
положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
• Девочка
весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .
Предложите
ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих
ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с ёлки.
Автобус не пришёл вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик,
на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на
дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись.
Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
• Что
произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?
• Зачем
каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.