Игры. Классификация и значение в развитии детей.
Оценка 4.9

Игры. Классификация и значение в развитии детей.

Оценка 4.9
Лекции
doc
воспитание
08.10.2022
Игры. Классификация и значение в развитии детей.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления. Несмотря на большое количество современных технологий, внедряемых в воспитательно-образовательный процесс, игра была и остается одним из универсальных приемов развития ребенка
Игры. Классификация и значение в развитии детей..doc

Ефимова О.В. старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования в УлГПУ им. И.Н.Ульянова.

 

Игры. Классификация и значение в развитии детей.

 

Игра – термин, обозначающий широкий круг деятельности человека, противопоставленный утилитарно-практической деятельности.

В педагогике игры рассматриваются, как сложное и многоплановое явление, которое проявляется как:

-                   метод обучения старших дошкольников;

-                   форма обучения и воспитания;

-                   деятельность детей;

-                   средство всестороннего развития личности;

-                   методические приемы решения какой-либо частной задачи.

На данный момент выделяют огромное множество детских игр по характеру, содержанию, организации и форме. Это объясняет разные подходы к классификации детских игр.

Основа классификации игр была заложена П. Ф. Лесгафтом.  Рассматривая единство физического и психического развития ребёнка П. Ф. Лесгафт создал систему подвижных игр, разработал их методику. Указывая на психологическое отличие игр с правилами от игр имитационных П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры.

Л. П. Бочкарева считала, что в нынешних ДОО на ряду с традиционными играми должны быть особенно актуализированы следующие виды игр:

1)    игра с элементами развлекательности;

2)    интеллектуально – творческие;

3)    сюжетно – ролевые;

4)    театрализованные;

5)    игры, приближающие к основам наук;

6)    игры, учитывающие психологию пола (половую дифференциацию).

В программе «Детство», игре отводится главное место. Картотека игр составлена таким образом, чтобы дети могли участвовать во всем их многообразии:

-     творческие (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театральные, игры-драматизации, народные);

-     дидактические (развивающие игры, игры с правилами, настольные и др.);

-     подвижные, спортивные.

С других позиций подошла к классификации игр Н. К. Крупская. В своей работе о классификации детских игр она выделила игры, которые создаются самими детьми (творческие, свободные) и игры с готовыми правилами, то есть организованные.

При огромном разнообразии творческих игр в них присутствуют общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжеты, распределяют между собой роли, подбирают нужный игровой материал. Взрослые тактично контролируют этот процесс, который направлен на то, чтобы возбудить инициативу и активность детей, развить их творческую фантазию и сохранить при этом самодеятельность.

Организованные игры (игры с правилами) имеют готовое содержание и заранее уставленную последовательность действий, в отличие от творческих игр. Главное в них является решение поставленной задачи и соблюдение правил. По характеру игровой задачи они подразделяются на две большие группы: подвижные и дидактические. Но это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение, которые развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Говоря об отличиях между организованными играми и творческими, необходимо отметить различия в активности детей. Творческая игра всегда направлена на выполнение замысла и развитие сюжета. В играх с правилами от детей требуется решение задачи и выполнение правил. Также как во многих играх с правилами имеется сюжет, в которых разыгрываются роли, в творческих играх есть правила без соблюдения, которых не может успешно проходить игра, но главным является то, что дети сами устанавливают их в зависимости от сюжета.

Помимо отличий между организованными играми и творческими имеются и много общего. Например, наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности и работы воображения.

Как и говорилось ранее, не существует единой классификации игр, их чрезвычайное множество и это зависит от возникновения потребностей в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.

Очень много классификаций опирается на содержание, воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, а также на особенности поведения играющих. Распространены и такие, которые связанны с особенностями материала игрового поля или места. А. Н. Леонтьев предложил классификацию, основанную на выделении психических процессов преимущественно реализуемых в игре. Новосёловой С. Л. были выдвинуты классификационные принципы, которые определяются этнической принадлежностью играющих, историчностью игр и их направленностью на воспитание тех или других черт личности. Так же, ею выдвигается в качестве её основы категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры, не отрицая рациональности прежних подходов. Поэтому все игры подразделяются на 3 класса: игры, возникающие по инициативе ребёнка; игры по инициативе взрослого и игры народные, идущие от исторических традиций этноса.

Самыми древними являются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Они важны тем, что развивают познавательную активность, инициативу ребёнка. Такие игры свойственны детям от первого года жизни до 10 лет.

Игры, в которые дети играют сами, по своему выбору и своей инициативе называются сюжетно самодеятельные игры. Ролью взрослого в данной игре является не направлять развитие сюжета, не помогать в распределение ролей и не мешать развитию игровой инициативе ребёнка.

Виды сюжетных самодеятельных игр:

·                   Сюжетно-отобразительные игры – это те игры, в которых ребёнок отображает то, что увидел в реальной жизни: игра в больницу и т.д.;

·                   Сюжетно-ролевые игры – они происходят даже при малом количестве игрушек – заместителей, здесь важен обмен репликами. При этом и сюжет, и распределение ролей – инициатива ребёнка;

·                   Режиссерские игры – это сюжетно-ролевые игры с фигурками (может быть, с рисованием), когда ребёнок продумывает поступки, саму судьбу своих героев. Когда у маленькой девочки, которая играла в больницу, спросили: «А ты их врач?», она ответила: «Я их будущая судьба!»;

·                   Театрализованные игры – когда ребёнок берет атрибуты костюмов и ведет себя как актер, изображая взрослых, сверстников и т.д.

Игры по инициативе взрослого подразделяются на обучающие и досуговые игры.

Обучающие игры:

·     Сюжетно-дидактические (по определенной тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд, а также расширяют кругозор ребёнка. Характер игры – репродуктивный, а не творческий: ребёнок повторяет действия взрослого;

·     Учебные (предметные) дидактические игры – игры на занятиях по развитию речи, обучению грамоте.

Досуговые игры передают ребёнку всю палитру культуры народа. Обычно они проводятся в праздничное, досуговое время.

·     Интеллектуальные – шашки, шахматы;

·     Игры-забавы – игры с забавными игрушками (движущимися, плавающими);

·     Игры-развлечения – шумные, могут быть командные, эстафетные;

·     Театральные игры – постановочные с куклами, спектакли;

·     Празднично-карнавальные игры – игры народов мира, колядования. Это игры на праздниках, утренниках.

Игры народные, идущие от исторических традиций этноса.

Народные игры – это традиционные игры, идущие от мировой инициативы этноса. Выделяются следующие игры:

Обрядовые – они имеют огромное значение для социального развития дошкольников, постижения ими культуры своего народа.

Они подразделяются на:

·     Семейные – отражают реалии семейной жизни;

·     Сезонные – связанные с временами года;

·     культовые – связанные с религиозными культами.

Тренинговые игры:

·     интеллектуальные – архангелогородская деревянная игрушка – головоломка;

·     сенсомоторные – курочки, клюющие зернышки; игра в камешки и в косточки, игра в бабки;

·                   адаптивные – игры, направленные на адаптацию к природной среде, к среде людей: «Колечко», «Белый камень».

Досуговые игры:

·          игрища – в этих играх могут участвовать люди разных возрастов. Они ценны тем, что помогают ребёнку в определении своей социальной роли, приближают ребёнка к взрослым, а также показывают перспективу развития;

·          тихие игры – перебирание ниток, пуговиц (перед сном);

·          забавляющие;

·          развлекающие.

Определение возраста различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребёнка. Следует подчеркнуть, что некоторые игры характерны для определенного возраста, а некоторые – практически для всех возрастных групп (их содержание, естественно меняется).

В игровой деятельности сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются не только в практическую деятельность, но и развиваются физически; с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, а также углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.

Неоспоримо влияние игры на речевое развитие дошкольника. Она формирует мотивацию к процессу говорения; способствует: воспитанию у детей внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, развитию звуковой культуры речи, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи; пополнению и активизации словаря; закреплению навыка использования прямой и косвенной речи; совершенствованию монологической и диалогической форм речи, воспитанию культуры речевого общения, усвоению способов невербального общения (мимики, пантомимы, жестов), использованию их в практике общения. Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе.

Таким образом, несмотря на большое количество современных технологий, внедряемых в воспитательно-образовательный процесс, игра была и остается одним из универсальных приемов развития ребенка.

 

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. 192с.

2. Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры: учебно-методическое пособие по формированию у детей дошкольного возраста социальных навыков / Н.Ю. Майданкина, Г.А. Гора, Н.А. Тузова, Е.А. Михайлова, Е.А. Старовойтова. Ульяновск, 2013г. 135 с.

3. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 1990. 191с.


Ефимова О.В. старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования в

Ефимова О.В. старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования в

С других позиций подошла к классификации игр

С других позиций подошла к классификации игр

Очень много классификаций опирается на содержание, воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, а также на особенности поведения играющих

Очень много классификаций опирается на содержание, воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, а также на особенности поведения играющих

Сюжетно-дидактические (по определенной тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд, а также расширяют кругозор ребёнка

Сюжетно-дидактические (по определенной тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд, а также расширяют кругозор ребёнка

Определение возраста различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребёнка

Определение возраста различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребёнка

Н.Ю. Майданкина, Г.А. Гора, Н

Н.Ю. Майданкина, Г.А. Гора, Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2022