Игры на формирование навыков словообразования
и развитие зрительного гнозиса
Практика работы со старшими дошкольникам с ОНР, имеющими трудности зрительного опознания показала, что задания, направленные на формирование словообразовательных процессов, могут проводиться с использованием наглядного материала на развитие зрительного гнозиса. Таким образом, одновременно решается главная задача – коррекция речи детей – и идет развитие зрительного восприятия и внимания.
Наглядный материал на развитие зрительного гнозиса, используемый для формирования словообразования у дошкольников условно можно разделить на 3 группы:
1 группа – предметные картинки на идентификацию зрительных изображений (реалистические цветные изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные, схематичные и т.п.). Этот комплекс заданий решает общие задачи развития зрительно-предметного восприятия.
2 группа – материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей (разрезные картинки, нахождение половинок симметричных объектов). Сюда же можно отнести недорисованные картинки, картинки с лишними, нелепыми деталями и т.п.
3 группа – «зашумленные» картинки (наложенные друг на друга, перечеркнутые, со зрительными помехами, со сложным фоном и т.п.)
Игра «Кто у кого?»
Цель: учить образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей (Цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные или теневые).
Ход игры: детям загадывается загадка про животное.
Например: Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной. (Ёж)
- как называют детеныша ежа? (ежонок)
- посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто у ежа?», «Кто у лисы?»
Дети отвечают: «У ежа ежонок», «У лисы лисенок» и т.д.
- послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок).
Дидактическая игра «Умная стрелка»
Цель: Учить подбирать родственные слова; учить образовывать и закреплять в речи образование относительных, притяжательных, качественных прилагательных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей животных, птиц, профессий.
Оборудование: пособие: круг, подвижная стрелка в центре круга. На круге различные предметные картинки (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические)
Ход игры: Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда стрелка останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.
Игра в лото «Что из чего сделано?»
Цель: учить образовывать и закреплять образование относительных прилагательных
Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов (контурные или теневые), цветные реалистические изображения или фишки.
Ход игры: у детей на столах лежат карточки с теневыми или контурными изображениями предметов. Логопед показывает картинку с реалистическим изображением, называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто находит его у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного (стеклянный стакан) и закрыть теневую или контурную картинку реалистической. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Другой вариант игры (более усложненный): детям не показываются реалистические изображения предметов, а просто называется предмет и материал, из которого он сделан. Ребенок, нашедший у себя изображение и правильно назвавший словосочетание существительного и прилагательного, закрывает картинку фишкой.
Игра «Что для чего?»
Цель: Учить образовывать и закреплять в речи образование существительных с помощью суффикса -ниц-.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые).
Ход игры: Логопед предлагает детям назвать картинки с изображением продуктов. Затем задает вопросы: «Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница). После ответа дети кладут картинку с изображением продукта рядом с картинкой, на которой изображена емкость, в которой хранится данный продукт.
Далее логопед предлагает детям еще раз послушать слова: салатница, хлебница, сахарница и т.д. и определить общую часть. При этом голосом логопед подчеркивает суффикс -ниц-. Далее делается вывод: посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» -ниц-.
Игра «Что перепутал Незнайка»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: Картинки с изображением животных или птиц, у которых одна часть тела взята у другого животного (например, петух с лапами гуся)
Ход игры: Логопед говорит детям: «Незнайка решил научиться рисовать. Посмотрите, какие картинки он нарисовал. Он нарисовал все правильно или нет?» Дети должны назвать, что перепутал Незнайка, например «у петуха гусиные лапы», и как правильно должно быть, например «у петуха должны быть петушиные лапы».
Игра «Что не успел нарисовать Торопыга»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с использованием суффикса -ин-.
Оборудование: Картинки с изображением птиц: лебедя, утки, гуся и т.п. – с недорисованной деталью (лапой, клювом…)
Ход игры: Логопед рассказывает детям: «Торопыга решил нарисовать своих любимых птиц. Он всегда очень торопится и никогда не доводит начатое дело до конца. Вот и сейчас у каждой птицы он что-то забыл нарисовать». Детям предлагается назвать, что Торопыга забыл нарисовать и чье это, например утиную лапу, гусиный клюв. Детям можно предложить помочь Торопыге и дорисовать недостающие части птиц.
Игра «Ералаш»
Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части: голова, туловище, хвост
Ход игры: детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чья это голова, туловище, хвост.
Игра «Чудо-юдо»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: Картинки с изображением частей тела (головы, туловища, лап, хвоста, ушей) животных или птиц
Ход игры: 1 вариант - Ребёнку предлагается составить животное (например, лису) из частей, правильно их называя (например, лисья голова, лисье туловище, лисий хвост и т.д)
2 вариант игры – Один ребенок прячется, закрывает глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают, из частей каких животных и птиц они составят чудо-юдо (например, волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, беличий хвост и т.д.) После того, как дети составили картинку, они зовут спрятавшегося ребенка.
Ребенок обращается к группе детей:
«Это что за чудо-юдо,
Оно прибыло откуда?»
Дети отвечают:
«Это зверь из дальних мест.
Расскажи, что и чьё в нем есть».
Ребенок показывает части тела необычного зверя и называет, чьи они. Остальные ребята внимательно слушают, правильно ли ребенок называет.
Затем выясняется, на какое реальное животное похоже чудо-юдо больше (от какого животного у него больше частей тела), и дети составляют существующее животное.
Игра «Правильно назови листья»
Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов -ов-(ев)
Оборудование: половинки листьев с разрезом по оси симметрии, карандаши
Ход игры: детям предлагается из половинок сложить целый лист, определить, с какого дерева этот лист и правильно назвать, какой он
Например, лист с дуба – дубовый
Данное задание может быть выполнено не только как реальное складывание, но и как бланковое: Детям выдаются бланки (листы) с изображением 2-х половинок листьев (например, 2-х половинок дубового, кленового и березового). Ребятам необходимо определить, с каких деревьев эти листья и правильно назвать их; соединить линией половинки одного листа, раскрасить их одним цветом (например, половинки дубового листа раскрасить зеленым цветом, березового – желтым, кленового – красным)
Можно также предложить ребятам дорисовать половинку листа до целого, определив, с какого дерева этот лист, и правильно назвав его.
Игра «Назови профессию»
Цель: Закреплять образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-
Оборудование: перечеркнутые картинки или картинки со сложным фоном.
Ход игры: логопед предлагает детям ответить на вопросы и найти ответ на картинке:
· кто носит багаж (носильщик)
· кто вставляет стекло (стекольщик)
· кто чинит часы? (часовщик)
Далее логопед задает вопрос: «Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?» При произнесении этих слов интонационно выделяется голосом суффикс -щик-
Игра «Помоги животным найти своих детенышей»
Цель: закрепить умение образовывать названия детенышей животных
Оборудование: Картинка с изображением детенышей животных со зрительными помехами. В качестве зрительных помех может выступать схематичное изображение леса, елок
Ход игры: Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу, надо помочь родителям найти своих деток, и назвать их.
Дети по одному выходят к доске, обводят по контуру найденного им детеныша и называют: «у лисы – лисенок» и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять в речи образование уменьшительно-ласкательных существительных
Оборудование: кукла и изображения предметов для куклы, наложенные друг на друга
Ход игры: Логопед предлагает пойти в гости к кукле. Кукла маленькая и не очень аккуратная, поэтому у нее перепутались все вещи. Надо помочь ей найти вещи. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
Дети показывают (обводят по контуру) и называют предметы, изображенные на картинке ласково: юбочка, кофточка и т.д
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.