Игры на формирование навыков словообразования с использованием нетрадиционных предметов
Оценка 5

Игры на формирование навыков словообразования с использованием нетрадиционных предметов

Оценка 5
docx
12.04.2020
Игры на формирование навыков словообразования  с  использованием нетрадиционных предметов
Игры на формирование навыков словообразования1.docx

Игры на формирование навыков словообразования 

и развитие зрительного гнозиса

Практика работы со старшими дошкольникам с ОНР, имеющими трудности зрительного опознания показала, что задания, направленные на формирование словообразовательных процессов, могут проводиться с использованием наглядного материала на развитие зрительного гнозиса. Таким образом, одновременно решается главная  задача – коррекция речи детей – и  идет развитие зрительного восприятия и внимания.

Наглядный материал на развитие  зрительного гнозиса, используемый для формирования словообразования у дошкольников условно можно разделить на 3 группы:

1 группа – предметные картинки на идентификацию зрительных изображений (реалистические цветные изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные, схематичные и т.п.). Этот комплекс заданий  решает общие задачи развития зрительно-предметного восприятия.

2 группа – материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей  (разрезные картинки, нахождение половинок симметричных объектов). Сюда же можно отнести  недорисованные картинки, картинки с лишними, нелепыми деталями и т.п.

3 группа – «зашумленные» картинки (наложенные друг на друга, перечеркнутые, со зрительными помехами, со сложным фоном и т.п.) 

Игра «Кто у кого?»

Цельучить образовывать названия детенышей животных.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей (Цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные или теневые).

Ход игры: детям загадывается загадка про животное.

Например:      Сердитый недотрога

                        Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много,

    А ниток – ни одной. (Ёж)

- как называют детеныша ежа? (ежонок)

- посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто у ежа?»,  «Кто у лисы?»

Дети отвечают: «У ежа ежонок», «У лисы лисенок» и т.д.

- послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах?  (-онок).

Дидактическая игра «Умная стрелка»

Цель: Учить подбирать родственные слова; учить образовывать и закреплять в речи образование относительных, притяжательных, качественных прилагательных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей животных, птиц,  профессий.

Оборудование: пособие: круг, подвижная стрелка в центре круга. На круге различные предметные картинки  (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические)

Ход игры: Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда стрелка останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Цель: учить образовывать и закреплять образование относительных прилагательных

Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов (контурные или теневые), цветные реалистические изображения или фишки.

Ход игры: у детей на столах лежат карточки с теневыми или контурными изображениями предметов. Логопед показывает картинку с реалистическим изображением, называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто находит его у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного (стеклянный стакан) и закрыть теневую или контурную картинку реалистической. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Другой вариант игры (более усложненный): детям не показываются реалистические изображения предметов, а просто называется предмет и материал, из которого он сделан. Ребенок, нашедший у себя изображение и правильно назвавший словосочетание существительного и прилагательного, закрывает картинку фишкой.

Игра «Что для чего?»

Цель: Учить образовывать и закреплять в речи образование существительных с помощью суффикса       -ниц-.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые).

Ход игры: Логопед предлагает детям назвать картинки с изображением продуктов. Затем задает вопросы: «Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница). После ответа дети кладут картинку с изображением продукта рядом с картинкой, на которой изображена емкость, в которой хранится данный продукт.

Далее логопед предлагает детям еще раз послушать слова: салатница, хлебница, сахарница и т.д. и определить общую часть. При этом голосом логопед подчеркивает суффикс -ниц-. Далее делается вывод: посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» -ниц-.

Игра «Что перепутал Незнайка»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: Картинки с изображением животных или птиц, у которых одна часть тела взята у другого животного (например, петух с лапами гуся)

Ход игры: Логопед говорит детям: «Незнайка решил научиться рисовать. Посмотрите, какие картинки он нарисовал. Он нарисовал все правильно или нет?» Дети должны назвать, что перепутал Незнайка, например «у  петуха гусиные лапы», и как правильно должно быть, например «у петуха должны быть петушиные лапы».

Игра «Что не успел нарисовать Торопыга»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с использованием суффикса       -ин-.  

Оборудование: Картинки с изображением птиц: лебедя, утки, гуся и т.п. – с недорисованной деталью (лапой, клювом…)

Ход игры: Логопед рассказывает детям: «Торопыга решил нарисовать своих любимых птиц. Он  всегда очень торопится и никогда не доводит начатое дело до конца. Вот и сейчас у каждой птицы он что-то забыл нарисовать».  Детям предлагается назвать, что Торопыга забыл нарисовать и чье это, например утиную лапу, гусиный клюв.  Детям можно предложить помочь Торопыге и дорисовать недостающие части птиц.

Игра «Ералаш»

Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части: голова, туловище, хвост

Ход игры: детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чья это голова, туловище, хвост.

Игра «Чудо-юдо»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: Картинки с изображением частей тела (головы, туловища, лап, хвоста, ушей) животных или птиц

Ход игры: 1 вариант  Ребёнку предлагается составить животное (например, лису) из частей, правильно их называя (например, лисья голова, лисье туловище, лисий хвост и т.д)

2 вариант игры  Один ребенок прячется, закрывает глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают, из частей каких животных и птиц они составят чудо-юдо (например, волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, беличий хвост и т.д.) После того, как дети составили картинку, они зовут спрятавшегося ребенка.

Ребенок обращается к группе детей:

«Это что за чудо-юдо,

Оно прибыло откуда?»

Дети отвечают:

 «Это зверь из дальних мест.

Расскажи, что и чьё в нем есть».

Ребенок показывает части тела необычного зверя и называет, чьи они. Остальные ребята внимательно слушают, правильно ли ребенок называет.

Затем выясняется, на какое реальное животное похоже чудо-юдо больше (от какого животного у него больше частей тела), и дети составляют существующее животное.

Игра «Правильно назови листья»

Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов -ов-(ев)

Оборудование: половинки листьев с разрезом по оси симметрии, карандаши

Ход игры: детям предлагается из половинок сложить целый лист, определить, с какого дерева этот лист и правильно назвать, какой он

Например, лист с дуба – дубовый

Данное задание может быть выполнено не только как реальное складывание, но и как бланковое: Детям выдаются бланки (листы) с изображением 2-х половинок листьев (например, 2-х половинок дубового, кленового и березового). Ребятам необходимо определить, с каких деревьев эти листья и правильно назвать их; соединить линией половинки одного листа,  раскрасить их одним цветом (например, половинки дубового листа раскрасить зеленым цветом, березового – желтым, кленового – красным)

Можно также предложить ребятам дорисовать половинку листа до целого, определив, с какого дерева этот лист, и правильно назвав его.

Игра «Назови профессию»

Цель: Закреплять образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-

Оборудование: перечеркнутые картинки  или картинки со  сложным фоном.

Ход игры: логопед предлагает детям ответить на вопросы и найти ответ на картинке:

·         кто носит багаж (носильщик)

·         кто вставляет стекло (стекольщик)

·         кто чинит часы? (часовщик)

Далее логопед задает вопрос: «Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?» При произнесении этих слов интонационно выделяется голосом суффикс -щик-

Игра «Помоги животным найти своих детенышей»

Цель: закрепить умение образовывать названия детенышей животных

Оборудование: Картинка с изображением  детенышей животных со зрительными помехами. В качестве зрительных помех может выступать схематичное изображение леса, елок

Ход игры: Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу, надо помочь родителям найти своих деток, и назвать их.

Дети по одному выходят к доске, обводят по контуру найденного им детеныша и называют: «у лисы – лисенок» и т.д.

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять в речи образование уменьшительно-ласкательных существительных

Оборудование: кукла и изображения предметов для куклы, наложенные друг на друга

Ход игры: Логопед предлагает пойти в гости к кукле. Кукла маленькая и не очень аккуратная, поэтому у нее перепутались все вещи. Надо помочь ей  найти вещи. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Дети показывают (обводят по контуру) и называют предметы, изображенные на картинке  ласково: юбочка, кофточка и т.д

 

 

 

 

 


 

Игры на формирование навыков словообразования и развитие зрительного гнозиса

Игры на формирование навыков словообразования и развитие зрительного гнозиса

А ниток – ни одной. (Ёж) - как называют детеныша ежа? (ежонок) - посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных

А ниток – ни одной. (Ёж) - как называют детеныша ежа? (ежонок) - посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных

Тот, кто находит его у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного (стеклянный стакан) и закрыть теневую или контурную картинку реалистической

Тот, кто находит его у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного (стеклянный стакан) и закрыть теневую или контурную картинку реалистической

Оборудование: Картинки с изображением животных или птиц, у которых одна часть тела взята у другого животного (например, петух с лапами гуся)

Оборудование: Картинки с изображением животных или птиц, у которых одна часть тела взята у другого животного (например, петух с лапами гуся)

Игра «Чудо-юдо» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные

Игра «Чудо-юдо» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные

Ход игры: детям предлагается из половинок сложить целый лист, определить, с какого дерева этот лист и правильно назвать, какой он

Ход игры: детям предлагается из половинок сложить целый лист, определить, с какого дерева этот лист и правильно назвать, какой он

Ход игры : Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу, надо помочь родителям найти своих деток, и назвать их

Ход игры : Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу, надо помочь родителям найти своих деток, и назвать их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020