ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Ищу друга»
Дидактическая задача: обучать детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Игровая задача: найти зверюшкам друзей
Оборудование: набор игрушек
Ход игры: детям раздают по одной игрушке (набор, состоящий из 2 -3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т. д.). Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. (Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь).
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Ласковое имя»
Дидактическая задача: формировать умение взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки.
Игровая задача: назвать ласково имя ребенка
Ход игры: Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
«Колючий зверь»
Дидактическая задача: обучать детей навыкам сотрудничества, создавать позитивное настроение у детей.
Игровая задача: пожалеть зверя, наградить его хорошими друзьями.
Ход игры: педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Ласковый ребенок»
Дидактическая задача: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Игровая задача: повторить действия за взрослым
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей, и игра повторяется.
«Давай дружить»
Дидактическая задача: развивать коммуникативные навыки и умения разрешать конфликты; формировать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.
Игровая задача: поговорить на едине
Ход игры: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.