Игры на развитие логического мышления ребёнка
Оценка 4.6

Игры на развитие логического мышления ребёнка

Оценка 4.6
docx
06.06.2021
Игры на развитие логического мышления ребёнка
Игры на развитие логического мышления ребёнка.docx

Игры на развитие логического мышления ребёнка  

Развивающие игры  

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

Первостепенные задачи

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

«Все люди спят».

«Все яблоки сладкие».

«Дождь бывает холодный и теплый».

«Все животные впадают в зимнюю спячку».

«Летом мы ходим в шубах».

«Слоны умеют летать».

«Арбузы растут на деревьях».

«Корабли плавают по суше».

«Зимой всегда пасмурно».

«Солнце светит только утром и вечером».

«Ни один человек не может жить без воды».

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ». Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ». У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

 

Упражнения для развития логического мышления у детей

1. Исключить лишнее.

Положите перед крохой ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т.д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой группе. Попросите вашу умницу найти «лишний» предмет или изображение предмета.

2. Найти общее.

Здесь надо работать над разными свойствами и качествами предметов. Можно подбирать предметы общие по:

• цвету (яблоко и игрушка — желтые);

• форме (часы и тарелка — круглые);

• предназначению (лампа и свечка – светят);

• размеру (пуговица и бусинка – маленькие);

• смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки).

Задача карапуза — понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти общее.

3. Обобщение.

Можно играть с теми же предметами, но суть будет другая. Кладете перед крохой предметы одной смысловой группы и просите его назвать, что это такое все вместе. К примеру, яблоко, лимон, груша — фрукты.

4. Классификация.

Кладете перед малышом предметы из разных смысловых групп или объединенные разными признаками. К примеру:

— зеленые, круглые и разные часы;

— мелкие предметы, продукты, квадратные предметы и т.д.

Задание: разложить предметы по группам.

5. Продолжи ряд.

Предложите малышу логическую цепочку предметов. К примеру, пуговица-бусинка-пуговица-бусинка… Илогические игры попросите продолжить ряд в той же последовательности, предложив необходимые предметы. Можно ряд выкладывать по принципу увеличения: малюсенькая пуговица-маленькая пуговица-средняя пуговица… Можно чередовать цвета: зеленый-зеленый-желтый-желтый-зеленый-зеленый…

6. Найди отличия.

Для этого упражнения хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас можно легко найти и в интернете и в журналах для детей.

7. Чего не хватает?

Ну, пора бы порисовать! Начинайте рисовать какой-то рисунок и в процессе сознательно пропускайте какую-то деталь. Спрашивайте у карапуза: «Все? Рисунок готов? А чего не хватает?»

КТО ЧТО ЛЮБИТ?

 

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

 

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

 

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - автобус, самолет...; птицы - ...

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

 

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

 

 Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

 

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

 

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

 Примеры:

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, твогог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 

ЧЕРЕДОВАНИЕ

 

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

 

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО

 

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

 

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса

 

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

 - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- назови слова, относящиеся к спорту.

- назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

 

ГОВОРИ НАОБОРОТ

 

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

 

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ

 

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

 

УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления

 

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, какое слово я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

 

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)

 

 Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

 

 Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

 

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

 

 Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: "Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)". Признаков должно быть не меньше трех от более общих, присущих многим предметам к более конкретным. Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 

КТО КЕМ БУДЕТ?

 

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

 

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

 

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

 

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

 

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

 

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

 

Однажды отправились дети на речку. Стоял жаркий летний день. Ваня удил рыбу. Ира плескалась в воде. А Толя катался с горы на лыжах. Гора была крутая, и Толя не удержался и упал в сугроб. Детям было весело.

 

У собаки Динки родились маленькие пушистые котята. Трое черные и один белый. Сколько всего котят родилось у Динки?

 

НЕЛЕПИЦЫ

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тест на проверку логики мышления

 

I вариант

 

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова правильно.

 

1. лбко 2. раяи 3. еравшн 4. ркдети 5. Рбкадоле

 

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками.. Запиши эти слова.

1) Чтение (книга, очки, глаза, буква, луна)

2) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

3) Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)

4) Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

5) Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона)

Задание 3. Сравни понятия: книга – тетрадь.Общие и отличительные черты выпиши на листе в два столбика.

 

Задание 4. Какое понятие в каждой строке является лишним? Выпиши его.

1) дуб, дерево, ольха, ясень

2) горький, горячий, кислый, солёный, сладкий

3) дождь, снег, осадки, иней, град

4) запятая, точка, двоеточие, союз, тире

5) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитаемое

 

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3 – 4 слов).

1) дождь – град

2) нос – глаз

3) сумма – произведение

4) водохранилище – канал

5) предательство – трусость

 

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

1) волк : пасть = птица : ?

а) воробей б) гнездо в) клюв г) соловей д) петь

 

2) библиотека : книга = лес : ?

а) берёза б) дерево в) ветка г) бревно д) клён

 

3) птица : гнездо = человек : ?

а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный

 

4) слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание

 

5) холодно : горячо = движение : ?

а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти

 

6) Запад : Восток = обмеление : ?

а) засуха б) юг в) наводнение г) река д) дождь

 

7) война : смерть = тепло : ?

а) дыхание б) жизнедеятельность в) вещество г) температура д) гибель

 

8) молния : свет = жара : ?

а) солнце б) трава в) жажда г) дождь д) река

 

9) роза : цветок = газ : ?

а) кислород б) дыхание в) горение г) состояние вещества д) прозрачный

 

10) берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка б) богатырь в) поэзия г) лирика д) драма

 

 

II вариант

 

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова правильно.

1. упкс 2. ашнрри 3. вцтеко 4. окамднри 5. лкбуинак

 

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками.. Запиши эти слова.

1) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

2) Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина)

3) Огород (забор, земля, растение, собака, лопата)

4) Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка)

5) Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)

 

Задание 3. Сравни понятия: озеро – река.

Общие и отличительные черты выпиши на листе в два столбика.

 

Задание 4. Какое понятие в каждой строке является лишним? Выпиши его.

1) холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной

2) роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус

3) справедливость, доброта, искренность, зависть, честность

4) треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник

5) пословица, поговорка, басня, сказка, былина

 

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3 – 4 слов).

1) русский язык – математика

2) нос – глаз

3) землетрясение – смерч

4) газ – жидкость

5) зависть – трусость

 

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

1) песня : композитор = самолёт : ?

а) горючее б) лётчик в) конструктор г) аэродром

 

2) прямоугольник : плоскость = куб : ?

а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник

 

3) школа : обучение = больница : ?

а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение 

 

4) ухо : слышать = зубы : ?

а) видеть б) лечить в) жевать г) рот

 

5) глагол : спрятать = существительное : ?

а) понятие б) склонять в) название г) образовывать

 

6) светло : темно = притяжение : ?

а) металл б) молекула в) отталкивание г) движение

 

7) жара : засуха = дожди : ?

а) паводок б) наводнение в) осень г) лето

 

8) берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка б) богатырь в) лирика г) поэзия д) драма

 

9) роза : цветок = кислород : ?

а) состояние вещества б) газ в) предмет г) гвоздика д) гореть

 

10) север : юг = ночь : ?

а) утро б) светло в) день г) вечер д) сутки


 

Игры на развитие логического мышления ребёнка

Игры на развитие логического мышления ребёнка

Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин

Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин

Положите перед крохой ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т

Положите перед крохой ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных

ЧЕРЕДОВАНИЕ Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы

ЧЕРЕДОВАНИЕ Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц

Тест на проверку логики мышления

Тест на проверку логики мышления

Запад : Восток = обмеление : ? а) засуха б) юг в) наводнение г) река д) дождь 7) война : смерть = тепло : ?…

Запад : Восток = обмеление : ? а) засуха б) юг в) наводнение г) река д) дождь 7) война : смерть = тепло : ?…

3) школа : обучение = больница : ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение 4) ухо : слышать = зубы : ? а)…

3) школа : обучение = больница : ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение 4) ухо : слышать = зубы : ? а)…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021