ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
Оглавление
Игра «Эмоции». 2
Игра «Найди ошибку». 3
Игра «Заблудившиеся буквы». 4
Игра «Колечко по кругу». 4
Игра «Живописцы». 5
Игра «Вчера я съел тарелку супа». 5
Игра «Имя и фамилия». 6
Игра «Потерянные буквы». 7
Игра «Ноги». 7
Игра «Шифровальщик (первый вариант)». 8
Игра «Шифровальщик (второй вариант)». 9
Игра «Что сказал нам рак?». 10
Игра «Машина времени». 10
Игра «Холодный – горячий». 11
Игра «Юные художники». 12
Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации
Описание: все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.
В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.
Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.
Материалы и наглядные пособия для игры
6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.
Описание: объясните ребенку, что сейчас он должен прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше ее запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх изменения могут быть самыми незначительными: например, можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить внимание на то место, где должна быть ошибка.
С каждым новым проведением игры ребенок должен проявлять все больше самостоятельности, а ваша помощь должна становиться минимальной.
Материалы и наглядные пособия для игры
Небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения.
Развиваем внимание, умение сосредоточиться, расширяем словарный запас
Описание: в этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас нет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.
Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу. Слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.
Развиваем внимание, наблюдательность, координацию движений
Описание: это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается водящий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), на которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд водящий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда водящий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает на его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.
В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.
Материалы и наглядные пособия для игры
Кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.
Развиваем внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию
Описание: в этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером закрывают глаза. В это время участники под первым номером должны пальцами начертить на их спине какой-нибудь рисунок.
Если в игре принимают участие маленькие дети, то рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры, предметы с четкой формой. Более старшие дети могут писать на спине целые слова, рисовать предметы и фигуры сложной формы.
После того как рисунок закончен, участники под номером два по очереди должны изобразить ту фигуру, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а участники под номером один не должны подсказывать.
Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Развиваем внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличиваем словарный запас
Описание: эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для индивидуальных занятий с малышом.
Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например: «Вчера я съел тарелку супа») либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым словом, добавив к нему свое, и т. д.
Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас
Описание: суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках».
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать новые имя и фамилию.
Развиваем внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшаем знание алфавита
Описание: в ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.
До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы «А» до «Я». Если у вашего малыша возникают затруднения, можно держать перед глазами написанный или напечатанный алфавит.
В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от «Я» до «А».
Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).
Второй вариант рассчитан на слуховое вое- приятие. Вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если пропустили, то какие. Этот вариант сложен даже для неподготовленных взрослых, поэтому ребенку он предлагается в том случае, если он успешно прошел все предыдущие варианты.
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета
Описание: в этой игре могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.
Примерные варианты:
♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.
♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.
♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.
Материалы и наглядные пособия для игры
Тихая, спокойная музыка.
Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться
Описание: перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими: из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Для малышей (и в первых играх для детей постарше) это должны быть незначительные изменения.
Усадите ребенка за стол и расскажите, что вы будете расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой, например, слово «слон» можно выложить как «снол». Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.
Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить перечислить тех животных, которых ребенок знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.
Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.
Материалы и наглядные пособия для игры
Карточки с буквами алфавита, придуманные заранее слова-перевертыши.
Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться
Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова перевертыши.
Ответ:
Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности
Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.
Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.
Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый лист бумаги и карандаш.
Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление
Описание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.
Материалы и наглядные пособия для игры
Карточки с изображением различных предметов, животных.
Развиваем внимание, быструю реакцию, мышление, расширяем словарный запас
Описание: в этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество подсказок должно уменьшаться, и игра должна становится менее коллективной. Когда ребята уже вполне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называя при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним заданного слова.
Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.
Материалы и наглядные пособия для игры
Мяч, приз.
ЛЕНЬ |
ПОСЛЕДНИЙ |
ПЕРВЫЙ |
БОДРСТВОВАТЬ |
МОЛОДОСТЬ |
ТРУДОЛЮБИЕ |
АККУРАТНЫЙ |
СТАРОСТЬ |
МЛАДЕНЕЦ |
КОНЕЦ |
СПАТЬ |
НЕРЯШЛИВЫЙ |
НАЧАЛО |
СТАРИК |
Развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности, образное мышление
Описание: всем участникам раздаются карандаши и чистые листы бумаги, объясняются правила игры, которые заключаются в следующем: каждый участник игры на своем листке начинает рисовать портрет одного из присутствующих либо того, кого все хорошо знают. Незаконченный портрет передается соседу по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к его первоначальному владельцу. Затем каждый по очереди рассказывает о том, что он хотел нарисовать, и пытается расшифровать тот рисунок, который дошел до него.
В этой игре нет победителей и проигравших, так как она поднимает настроение и укрепляет командный дух.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистые листы бумаги и карандаши для каждого участника игры.
Помогайте своему ребенку, и он скажет вам СПАСИБО!
Не ругайте его за неудачи, обязательно находите положительные стороны, вы его крепость и опора! Удачной подготовки детей к 1 классу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.