Игры на выполнение различных заданий

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Слух старшая и подготовительная группы.docx

Старший возраст

 

                На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания.

запретРассмотрим некоторые из них:

 

 

«Запретное слово»

Ребёнку предлагается повторить за взрослым

все слова, кроме одного слова, например, лампочка.

 

 

33(2)«Будь внимательным»

Ребёнку предлагается поднять руку (хлопнуть в

ладоши, сделать шаг вперёд…), когда услышит

заданный взрослым звук. Повторяется несколько

раз с разными звуками.

 

 

3915514014_91b674836d_m«Определить первый

(последний, в середине) звук в слове»

Какой первый звук в слове утка? Последний звук

в слове кенгуру? Место звука У в слове паучок  

(в начале, середине или конце слова)?

 

 

«Подбери слово»

Подобрать слова, которые начинаются на

заданный звук (например: А, О, И, У…С…).

 

 

 

ВЫДЕЛИ ГЛАСНЫЕ ИЗ СЛОВ
 


«Гласные в слове»

Ребёнок выделяет и записывает только

гласные буквы в слове (например: мама,

 диван, утка, дым)

 

 

 

 

БУКВА - ЗВУК 


«Картинки для буквы»

Ребёнок закрывает карточку той буквой,

которая будет первой при написании этого

слова. Например, картинка с изображением

утки закрывается  буквой  У. Определение звука  

в начале слова  проводится в  двух вариантах:

·  по слуху, когда слово произносится взрослым,

·  из звуков словапосле самостоятельного  произнесения.

 

 

 

«Сложить слова из первых звуков»

Ребёнок определяет первый звук в каждом из

предложенных слов, из них составляет слова.

 

 

 

домики с буквами
 


«Домики»

Из большого количества картинок, ребёнок

выбирает только те, в названии которых есть звук,

соответствующий букве на крыше домика.

 

 

 

«Путаница»

Взрослый медленно читает маленькие стишки,

в которых одно слово неправильное. Ребёнок

должен отгадать, что это за слово. Например:

путаницаОгурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну….

 

 

 

 

                       К концу шестого года ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

Подготовительный возраст

 

            Ребёнок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, чётко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шёпотом; умеет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

 

 

мяч«Скажи наоборот»

 

Взрослый произносит различные слоги,

а ребёнок произносит слог наоборот.

Например: ау – уа, ры – ыр, ос – со…..

d180d0b8d181d183d0bdd0bed0ba1(2) 

 


«Сигнальщики»

У ребёнка карточки, на одной из которых

изображен колокольчик, на другой колокольчик

зачеркнут. Если слово начинается с глухого

согласного, ребёнок показывает зачеркнутый

колокольчик, если со звонкого – обычный

колокольчик.

 

волшебник
 


«Заколдованное слово»

 

Взрослый предлагает ребёнку «спасти»

слово, проговорив все звуки, из которых

оно состоит. Сначала следует подбирать

односложные лёгкие слова, например, слово

«мяч», а потом усложнять.

 

 

«Звуковая цепочка»

 

звуковая цепочка звук СВзрослый называет первое слово, далее

ребёнок называет слово начинающееся

именно с того звука, которым заканчивается

предыдущее слово. Например: весна —

автобус — слон — нос — сова...

 

 

 

 

aedc8ece6dc9«Архитектор»

 

Рёбёнок называет слово с заданным звуком и берёт

одну деталь конструктора. Чем больше правильно

названных слов, тем больше и красивее постройка.

 

 

 

телеграфист1
 


«Телеграфист»

 

Ребёнок отстукивает слоговой рисунок слова

с помощью карандаша: мар-ме-лад, по-су-да,

дом, че-ре-па-ха…….

 

 

 

мозаики звуковые 


«Собери мозаику»

 

Взрослый предлагает ребёнку собрать мозаики:

зелёную – если в слове заданный звук мягкий,

синюю, если – твёрдый.

Одно правильно придуманное

слово – одна деталь мозаики.

 

 

"Отыщи слово, отыщи звук»

кот - крот
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

 

 

Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия

облегчат дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.