Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.
Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира,
чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе
потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.
Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не
попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это
нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он
имеет значение для развития личности.
С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для
окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а
все лужи на глубину.
Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в
сенсорные игры!
1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона,
сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим,
маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый
круг, как у вас в руках.
2. Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома,
машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или
большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с
вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом,
как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
3. Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она
окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какоголибо
цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.4. Большой/маленький.
Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще
маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.
Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто
поместятся, а вот большие не смогут.
5. Что звучит?
Для каждой игры можно брать по 25 предмета, увеличивая их количество в
зависимости от возраста ребенка.
Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А
потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало –
колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?
6. Послушай, как звучит!
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное
звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает
собака, работает дрель и т.п.
Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную
окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито,
бубен звучит весело, а вода льется со смехом.
7. Музыкальные игры.
Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом
вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.
Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда
остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.
8. Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог
из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы,
как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.
9. Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые
разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые,
пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и
листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте
взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и
клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.
10. Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок
наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.Класть в этот мешочек можно
что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и
игрушку, и даже фрукты с овощами.
11. Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте
пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких
количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко,
хлеб или печенье.
12. Что изменилось?
Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь
он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.