большее число детей, успевших позвенеть первыми.
«Птички и клетка». Дети делятся на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) — это «клетка», другая подгруппа — «птички». Преподаватель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» вбегают в «клетку» и тут же выбегают из нее. Преподаватель говорит: «Закрыть клетку!» Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными. Они встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1 — 3 «птички». Затем дети меняются ролями.
«Северный и южный ветер». Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту — это «северный ветер» другому красную – это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей – дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую – либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.д.). «Южный ветер» стремиться «разморозить» детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!». Через 2 – 3 мин назначают новых водящих, и игра возобновляется.
«Ловишки на одной ноге». Игра проводится по принципу «Ловишки», только вводится новое правило — нельзя ловить того, кто успел встать на одну ногу и обхватил руками колено.
«Ловишки парами». Выбирают водящего. По сигналу преподавателя
Игры для учащихся 1 – 4
классовИгры направлены на укрепление мышц спины, ног, рук, брюшного пресса и
позволяют развивать ловкость, быстроту реакции, координацию,
выносливость.
«Пожарные на учении». На расстоянии 5—6 шагов от гимнастической стенки
проводится черта. На каждом пролете стенки наверху, на одной и той же
высоте, подвешивается колокольчик. Преподаватель делит группу детей на 3
—4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). Первые
участники из каждого звена строятся на черте лицом к гимнастической
стенке, поднимаются по ней и звенят колокольчиком, затем спускаются и
возвращаются к своему звену. Преподаватель отмечает, кто первый позвенел.
Затем на линию выходят следующие игроки и повторяют упражнение. Игра
продолжается, пока все участники не выполнят задание по одному разу.
Выигрывает то звено, где оказалось большее число детей, успевших позвенеть
первыми.
«Птички и клетка». Дети делятся на две подгруппы. Одна образует круг в
центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) — это «клетка»,
другая подгруппа — «птички». Преподаватель говорит: «Открыть клетку!»
Дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» вбегают в «клетку» и
тут же выбегают из нее. Преподаватель говорит: «Закрыть клетку!» Дети
опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными.
Они встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не
останется 1 — 3 «птички». Затем дети меняются ролями.
«Северный и южный ветер». Выбирают двух водящих. Одному на руку
повязывают синюю ленту — это «северный ветер» другому красную – это«южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер»
старается «заморозить» как можно больше детей – дотронуться до них рукой.
Замороженные принимают какую – либо позу (руки в стороны, вверх, на
поясе, стоят на одной ноге и т.д.). «Южный ветер» стремиться «разморозить»
детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!». Через 2 – 3 мин
назначают новых водящих, и игра возобновляется.«Ловишки на одной ноге». Игра проводится по принципу «Ловишки», только
вводится новое правило — нельзя ловить того, кто успел встать на одну ногу
и обхватил руками колено.
«Ловишки парами». Выбирают водящего. По сигналу преподавателя дети
разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный
становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей.
Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается,
когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится
водящим.
«Ловишки — перебежки». Группа детей встает на одной стороне площадки за
чертой. На противоположной стороне площадки также проводится черта. На
середине, между двумя линиями, стоит ловишка. После слов «Раз, два, три —
лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка пытается их
поймать. Тот, до кого он дотронется, прежде чем бегущий пересечет черту,
считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек
производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. .
«Ноги от земли!». Игра проводится так же, но с условием — нельзя ловить
тех детей, которые успели встать на какойнибудь возвышающийся предмет
(бревно, доску и т.д.).
«Ловишка, бери ленту». Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все,
кроме ловишки, берут цветные ленты и закладывают их сзади за пояс иди за
ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу преподавателя «Беги!» дети
разбегаются по площадке. «Ловишка» догоняет их, стараясь вытянуть у кого
нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. Посигналу преподавателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети собираются
в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра
возобновляется с новым ловишкой.
«Стой!». Играющие встают в круг. Водящий с маленьким мячом выходит на
середину круга. Он подбрасывает мяч вверх (или сильно ударяет им о землю.)
и называет чье – либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом,
остальные разбегаются. Как только ребенок поймает мяч, он громко произ
носит: «Стой!», и все игроки должны остановиться и стоять неподвижно там,
где их застал сигнал. Водящий старается попасть мячом в какогонибудь
игрока. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, но не
сходить с места. Если водящий промахнется, он бежит за мячом, и все вновь
разбегаются. Если водящий попал мячом в коголибо, тот занимает место
водящего, и игра продолжается.
«Кто выше?». В игре участвуют двое. Первый кладет руку на стол ладонью
вниз, на нее кладет руку другой ребенок. Затем первый кладет другую руку,
второй повторяет действие. После этого ребенок, чья рука оказалась в самом
низу, быстро вынимает ее и кладет сверху и т.д.
«Силачи». Двое играющих упираются локтями о стол и соединяют кисти.
Каждый давит на руку товарища, пригибая ее к столу. Побеждает тот, кто, не
отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.
«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия,
прыгая на одной ноге и толкая соперника правым или левым плечом.
Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на
поясе либо скрестно перед грудью; можно держаться одной рукой за носоксогнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Побеждает тот, кто дольше
продержится, прыгая на одной ноге.
«Мы веселые ребята». На расстоянии 2—3 м от границ площадки проводят
две линии. Между ними становиться ловишка. Дети находятся на одной из
линий. Преподавателя громко говорит: «Три — четыре!» Дети хором
отвечают: «Мы веселые ребята! Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас пой
мать!» — и перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их.
Тот, до кого ловишка дотронется, прежде чем он пересечет черту, считается
пойманным и отходит в сторону.
После 2—3 перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку.
Игра продолжается.
«Караси и щука». Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие
делятся на две подгруппы: одна из них образует круг — это «камешки»,
другая — «караси», которые «плавают» внутри круга. «Щука» находится за
пределами круга. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, изображающий
ее, вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси» прячутся за
«камешки» — приседают за кемнибудь из игроков, стоящих по кругу.
«Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за
круг.
После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных игроков.
Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются
местами, и игра продолжается.
«Лиса в курятнике». Гимнастические скамейки ставят квадратом — это
«насест». На скамейках стоят дети — «куры». Внутри квадрата
(«курятника») бегает «лиса». «Куры» то спрыгивают с «насеста» и бегают по«курятнику», то залезают на скамейки. «Лиса» старается поймать
(дотронуться рукой) «курицу», которая хотя бы одной ногой касается земли.
После того как водящий поймает 3—5 «кур», из числа самых ловких
назначается новая «лиса». Игра повторяется 4—5 раз.
«Волк во рву». Поперек площадки двумя линиями (или шнурами)
обозначается «ров» шириной 80 см. Во «рву» находится «волк». Дети стоят у
края площадки «козы». Преподавателя говорит: «Козы, в поле!» — дети
бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк
бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли
перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через
некоторое время преподавателя говорит: «Козы, домой!» — дети вновь
перепрыгивают ров, и игра продолжается.
«Не оставайся на земле». Игра проводится в той части площадки, где
находятся гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, другие предметы
высотой до 30 см. Выбирают водящего — ловишку. Ему на руку повязывают
цветную ленту. Дети размещаются на снарядах. По первому удару в бубен они
спрыгивают и начинают бегать по площадке, соблюдая ритм, который за дает
преподаватель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу
преподавателя «Лови!» все дети снова взбираются на расставленные
предметы. Ловишка ловит тех, кто не успел встать на возвышение.
Пойманные отходят в сторону, и после 2—3 повторений их подсчитывают.
Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.
«Два и три». Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал преподавателя
«Два!» они встают в пару с любым находящимся рядом игроком, берутся за
руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, дереву), где строятсяколонной в том порядке, в котором подбегают; Если преподаватель скажет
«Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.
«Постройте шеренгу, круг, колонну». Дети делятся на две группы и строятся
у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг
к другу. Затем по сигналу преподавателя ходят или бегают (в зависимости от
темпа и ритма, которые задает воспитатель ударами в бубен) по всей пло
щадке (комнате). Прекратив бить в бубен, преподаватель говорит: «Постройте
шеренгу (круг, колонну)!» — и дети строятся на своих местах в шеренгу
(круг, колонну). Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее
(ровнее) построилась.
1 вариант: после сигнала дети строятся не в любом порядке, а встают
точно на свое место в шеренге, колонне или кругу.
2 вариант: каждая группа строится у флажка своего цвета (если в
шеренгу — флажок находится справа от правофлангового; если в круг
— флажок находится в центре; если в колонну — флажок впереди
колонны). Во время бега, прежде чем дать сигнал к построению,
преподаватель говорит: «Стой!» — дети останавливаются и закрывают
глаза. Преподаватель в это время переставляет флажки на другие места
и затем говорит, как нужно построиться. Дети открывают глаза, находят
свой флажок и бегут к нему строиться.
«Путешествие на корабле». Дети строятся в две шеренги у одной из сторон
площадки (комнаты) — это «корабль». «Капитан» корабля объявляет:
«Приготовиться к выходу на берег, справа земля!» — дети должны
повернуться направо. Тот, кто повернется в другую сторону, лишается выхода
на берег и остается на «корабле» (отходит в сторону). Все остальные игроки
идут парами (можно с песней' или под удары в бубен) и, обойдя площадку(комнату), возвращаются на «корабль» (к месту начального построения) и
снова строятся в две шеренги. Дети, оставшиеся на «корабле», включаются в
игру, вставая на свои места в шеренгах.
На слова преподавателя «Приготовиться к выходу, слева земля!» — дети
поворачиваются налево и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на
корабль и встают в две шеренги. Название сторон (справа, слева) надо не
только чередовать, но и давать вразбивку.
«Река и ров». Дети строятся на середине площадки (комнаты) в колонну по
одному. Справа от колонны находится «ров», слева — «река». Через «реку»
надо «переплыть» — идти, имитируя руками движения пловца, через «ров» —
перепрыгнуть. По сигналу преподавателя «Ров — справа!» дети
поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую
сторону, считается упавшим в реку, и ему помогают выбраться, подавая руку.
Затем все возвращаются к начальному построению.
По сигналу «Река — слева!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой
берег». Тот, кто ошибся и попал в «ров», возвращается к товарищам.
«Воробышки и кот». Эта игра учит детей: мягко спрыгивать, сгибая ноги в
коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро
убегать, находить свое место; быть осторожными, занимая место, не толкать
товарищей.
Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см),
положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это
«воробышки на крыше». В другой стороне, подальше от детей, сидит «кот»,
он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», — говорит преподаватель, и дети
спрыгивают со скамеек, кубиков, «разлетаются» в разные стороны. «Кот»
просыпается, потягивается, произносит «мяумяу» и бежит ловить«воробышков», которые прячутся на крыше. Пойманных «воробышков» он
отводит к себе в дом.
Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы
детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Преподаватель
следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо
делать. Первое время в роли «кота» выступает преподаватель, он не ловит во
робышков, а только пугает, делая вид, что ловит. Когда же на роль кота будет
выбран ребенок, он может ловить детей.
«Спящая лиса». Выбирают «лису». Она уходит в угол площадки («нору») и
«крепко засыпает» — закрывает глаза. На противоположной стороне
площадки, за чертой находится «дом зайцев». Они резвятся на площадке,
бегая в разных направлениях. Когда преподаватель говорит: «Лиса просну
лась!» — дети бегут в свой «дом». «Лиса» догоняет их, стараясь дотронуться
рукой. Пойманных она отводит в «нору».
Когда в «норе» окажется 2—3 ребенка, выбирается новая «лиса». Игра
повторяется сначала. В конце преподаватель отмечает самую ловкую «лису».
кошка». Преподаватель чертит или выкладывает шнуром большой
«Птички и
круг. В центре круга встает водящий — «кошка». Остальные дети
располагаются за кругом — это «птички». «Кошка засыпает» (закрывает
глаза), и «птички» по сигналу воспитателя впрыгивают в круг, начинают там
«летать», садясь на корточки «клевать зерна». Когда преподаватель говорит:
«Кошка проснулась!» — «птицы» убегают за пределы круга, а «кошка» ловит
их. Пойманных она отводит в середину круга. Преподаватель подсчитывает
их. Выбирается другая «кошка», и игра повторяется.
«Зайцы
и волк». Один из играющих — «волк», остальные — «зайцы». На
одной стороне площадки «зайцы» устраивают «домики» (чертят кружки). Вначале игры «зайцы» находятся в своих «домиках», «волк» — на другом
конце площадки («в овраге»). По сигналу преподавателя «зайцы» вып
рыгивают из «домиков» и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух
ногах, то, присаживаясь, «щиплют травку». По сигналу «Волк!» водящий
выбегает из оврага и ловит «зайцев», стараясь коснуться их. «Зайцы» убегают
каждый в свой домик. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в «овраг». Игра
возобновляется. После того как пойманы 2—3 «зайца», выбирается другой
«волк».
«Мяч вдогонку». Дети образуют круг, преподаватель дает игрокам, стоящим
в разных местах круга, по мячу. Затем говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети
одновременно начинают передавать мячи друг другу. Если один мяч догонит
другой, т.е. оба окажутся в руках у одного ребенка, то он выходит из игры.
Преподаватель дает мячи другим детям, и игра продолжается. Преподаватель
следит, чтобы дети быстро передавали мячи, не пропуская игроков.
«Снайперы». На снежном валу устанавливают 10—12 предметов (кубики,
кегли, мячи и т.д.). Дети изза черты, находящейся в 3 м от вала, бросают
снежки, стараясь сбить предметы. При повторении игры черта отодвигается
от вала на 0,5 м. Преподаватель отмечает детей, точно попавших в цель.
«Охотники и зайцы». Преподаватель чертит или выкладывает шнуром круг
диаметром 5—6 м. Дети делятся на две подгруппы. Одна встает в круг — это
«зайцы», другая равномерно распределяется за кругом — это «охотники». У
одного из «охотников» мяч. Он бросает его, стараясь попасть в «зайцев»
(целится в туловище и ноги). Тот, в кого попали мячом, выходит из круга.
Затем дети меняются ролями. Когда они усвоят правила игры, можно дать
«охотникам» 2—3 мяча.«Ловишки с мячом». Преподаватель чертит круг диаметром 3—4 м. Дети
располагаются за пределами круга. В центре встает ловишка с мячом. Дети
пробегают через круг, а ловишка старается попасть в них мячом. Ребенок, в
которого попали, временно выходит из игры. Засчитывается попадание только
в кругу. Выкатившийся из круга мяч игроки возвращают ловишке. Дети
должны смело пробегать через круг. Когда будут выбиты 3—4 игрока,
выбирают нового ловишку. Игра повторяется 3—4 раза.
«Ладошки». Двое игроков становятся друг напротив друга. Они
одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют их перед собой (правую
с левой, левую с правой). Далее ладони соединяют накрест — правую с
правой, левую с левой. По хлопку — ладони снова вместе. Вначале эти
движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех
пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается снова.
Игры при плоскостопии.
Задача этих игр — укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного
сустава.
«Быстрый мяч»
Инвентарь: резиновые мячи диаметром 16 см.
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Все выстраиваются
в колонну за своим капитаном у стартовой черты. Первый участник
принимает позу — сидя на ягодицах, руки в упоре сзади, мяч в согнутых в
коленях ногах. По сигналу необходимо проползти данную дистанцию, помогая
руками и при этом перекатывая мяч стопами ног. Выполнив движение до
ориентира, обратно участник бежит бегом с мячом в руках. Передает мячследующему участнику, который уже сидит на полу и ждет мяча. Выигрывает
команда, первой выполнившая задание.
«Передай мяч»
Инвентарь: резиновые мячи (по количеству команд), детские стулья (по
количеству игроков).
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Выстраиваются в
колонну и садятся каждый на свой стул. Расстояние между игроками 50—60
см. Капитан команды располагается около своей команды лицом к первому
участнику, на расстоянии 1 м. У каждого капитана мяч. По сигналу капитаны
толкают ногой мяч первому игроку своей команды. Участник ловит его
ногами и старается перекатить его второму участнику своей команды, второй
— третьему и т. д. (вставать со стульев игроки не могут). Капитан перебегает
в конец своей команды и ловит мяч от последнего участника. Выигрывает
команда, первой выполнившая задание.
«Пишем ногами».
Инвентарь: фломастеры и листы бумаги.
Содержание игры. Участники делятся на команды. Выстраиваются в
колонну у стартовой линии. На финишной линии для каждой команды
положен лист бумаги и фломастеры. Заранее обговаривается, какое слово
пишут команды. По сигналу первый участник бежит до финишной линии,
берет карандаш, кладет его между пальцев ног и старается написать первую
букву задуманного слова; возвращается к своей команде. Задание выполняет
следующий участник: ему предстоит написать вторую букву слова и т. д.
Задание выполняют все участники друг за другом, пока слово не будет на
писано полностью.«Переложи шишки».
Инвентарь: сосновые или еловые шишки, обручи (по количеству играющих
+1).
Содержание игры. В игру могут играть 3—4 человека. В центре комнаты на
полу лежит обруч, в котором располагается некоторое количество шишек. В 2
м от обруча в разных сторонах стоят играющие. По команде участники бегут
к обручу и стараются захватить стопой по одной шишке из обруча и отнести в
свой обруч. Вновь возвращаются к обручу с шишками.
Через 3 минуты вновь звучит сигнал — игра окончена. Подсчитываются
шишки в каждом обруче. Выигрывает игрок, в обруче которого оказалось
больше шишек.
Правила игры. Если игрок в движении теряет шишку, он останавливается,
подбирает ее и продолжает движение.
«Чья команда быстрее».
Инвентарь: обручи по количеству команд.
Содержание игры. Дети делятся на 3—4 команды по 4—5 человек. Около
каждой команды на полу лежит обруч. Каждая команда детей стоит
серединой стопы на своем обруче, лицом в центр. Под музыку дети идут по
кругу приставным шагом — медленно, стараясь носками и пятками не
касаться пола. С окончанием музыки дается задание: запрыгнуть в обруч и
присесть. Выигрывает команда, участники которой первыми выполнили
задание.
Правила игры. Задания могут быть разными: встать в обруч и взяться за
руки, запрыгнуть в обруч и принять позу цапли и т. д.
«Переложи предметы».Инвентарь: обручи (по количеству играющих +1), мелкие предметы:
сосновые и еловые шишки, желуди, карандаши, деревянные палочки,
пуговицы.
Содержание игры. В центре комнаты на полу положен обруч, в нем —
мелкие предметы. Дети располагаются рядом с обручами. Около каждого из
них тоже лежит обруч. По команде «Переложите предметы» дети выполняют
задание: каждый старается захватить пальцами ног предмет из общего обруча
и переложить в свой.
Правила игры:
1 й вариант — ребенок может брать любые предметы из обруча;
2 й вариант — один ребенок перекладывает только шишки, другой —
пуговицы, третий — палочки и т. д.
Можно отвести для игры определенное время. Можно проводить игру до тех
пор, пока все предметы не будут разобраны игроками.
«Ловкие ножки»
Инвентарь: пуговицы (8—10 шт.), половинки капсул от «киндерсюрпризов»
(8—10 шт.).
Содержание игры. Играть может любое количество детей. Около каждого
ребенка на полу разложены пуговицы и половинки капсул от «киндер
сюрпризов». По команде каждый игрок старается пальцами ног захватить
капсулу и накрыть ею одну из «своих» пуговиц. Затем старается произвести
эти же действия со второй капсулой. Побеждает тот ребенок, который
первым накрыл все «свои» пуговицы.
Игры для укрепления психического здоровья.Эти игры проводятся с целью создания хорошего настроения, развития
внимания, снятия напряжения нервной системы и утомления. Здесь же
представлены занятия игрового характера.
«Третий лишний». Дети встают в круг по двое, один сзади другого.
Расстояние между парами — до двух шагов. За пределами круга находятся
двое водящих. Один из них убегает, другой старается его догнать. Убегающий
ребенок, спасаясь от догоняющего, встает впереди какойнибудь пары. Теперь
должен убегать ребенок, который оказался третьим. Если же догоняющий
успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.
В игре следует придерживаться следующих правил: бегать только по кругу,
не пересекая его, не касаться игроков, стоящих в кругу, водить не слишком
долго, чтобы все дети успели включиться в игру. Если детей для этой игры не
хватает, можно провести игру «Второй лишний». В этом случае игроки стоят
в круге по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй участник.
Прятки. Преподаватель предлагает нескольким детям спрятаться (за беседку,
кусты и т.д.), а сам закрывает глаза, чтобы не видеть, куда они прячутся.
Через некоторое время он спрашивает: «Готово?» Дети отвечают: «Готово!»,
и воспитатель идет их искать. Он заглядывает в разные места, делая вид, что
никак не найдет детей. При этом можно произносить такие слова: «Куда же
спрятались дети? Где же наши дети?» Иногда дети не выдерживают и,
довольные тем, что их не могут найти, выбегают из укрытия. В этом случае
воспитатель с радостью привлекает их к себе и говорит: «Вот они, наши
дети!»После нескольких повторений игры можно предложить водить комулибо из
детей. Сначала преподаватель помогает водящему, а затем он играет свою
роль самостоятельно.
«Не попадись!». Преподаватель чертит круг (или выкладывает его шнуром).
Игроки стоят за пределами круга на расстоянии полушага друг от друга.
Выбирают водящего, и он встает в центр круга. Дети впрыгивают в круг и
выпрыгивают обратно, а водящий бегает в кругу, стараясь коснуться игроков,
когда они находятся внутри круга. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит
в сторону. Через 1 мин воспитатель прекращает игру и считает пойманных.
Выбирают нового водящего. Игра повторяется.
«Зайцы в огороде». Поперек площадки ставят 2—3 гимнастические скамейки
— это «забор». С одной стороны «забора» — «поляна», на которой резвятся
«зайцы» (дети), с другой — «огород», где «растет капуста». Порезвившись на
«поляне», «зайцы» перелезают через «забор» или подлезают по него и
«лакомятся капустой». Когда все «зайцы» попадают в «огород», воспитатель
говорит: «Сторож идет!», и «зайцы» убегают на «поляну», перепрыгивая через
«забор». Проигравшим считается тот, кто неправильно выполнил прыжок или
последним покинул «огород». Игра повторяется 4—5 раз.
«Ловля обезьян». Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной
стороне площадки у гимнастической стенки. На противоположной стороне
находятся 2—3 «ловца». «Ловцы» сговариваются между собой, какие
движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их.
«Обезьяны» влезают на гимнастическую стенку и оттуда наблюдают за
движениями «ловцов». Выполнив движения, «ловцы» уходят, а «обезьяны»слезают с «деревьев» (стенки), подходят к тому месту, где были «ловцы», и
повторяют их движения.
По сигналу преподавателя «Ловцы!» «обезьяны» бегут к «деревьям» и
влезают на них. «Ловцы» ловят тех «обезьян», которые не успели влезть на
«дерево», и уводят их к себе.
После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных «обезьян» и
назначают других «ловцов». Игра повторяется.
Эстафетные игры
В педагогической практике по физическому воспитанию особое место
занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две и
более команды.
Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и
скоростно силовых качеств, в совершенствований координации движений, в
развитии смекалки и изобретательности. Первое и необходимое условие
успешного проведения эстафеты — правильный выбор игры с хорошо
продуманными действиями участников.
Эстафета — это соревнование, в котором очень важно объективно
надо вовремя
определить командупобедительницу.
фиксировать все нарушения правил игры и по возможности предупреждать их.
Следовательно,
Эстафетный бег. Желательны большое количество участников в команде и не
большой отрезок пробегаемого ими расстояния. Бег проводится по дорожке
стадиона или по периметру спортплощадки. По сигналу первые номера
команд берут общий старт, передавая эстафетную палочку по этапам вторым
номерам, которые передают палочку третьим номерам и т. д. По очередности
прихода последнего участника к финишу определяются места команд.Гонки преследования. Необходима круговая дорожка диаметром 1020 м.
Построение команд на противоположных сторонах поля. Первые номера по
сигналу начинают бег, стараясь догнать друг друга затем передают
эстафетную палочку следующему участнику и т. д. Выигрывает команда,
первой закончившая эстафету. Варианты эстафеты:
1. Каждый участник бежит 23 круга подряд.
2, Каждый участник бежит по одному кругу,
но эстафета
повторяется без остановки 23 раза.
Принеси флажок. Команды построены в шеренгу перед стартовой линией. На
противоположной стороне площадки против каждой команды установлена
стойка с гнездами, в которые вставлены небольшие флажки в количестве,
соответствующем числу игроков в команде. По сигналу первый номер
бежит к стойке, берет один флажок и бегом возвращается назад, на свое
место, хлопая по плечу следующего участника; второй номер повторяет то
же и, т. д. Эстафета заканчивается в тот момент, когда вернется со своим
флажком и встанет в строй последний игрок.
Сорви ленточку. Перед стартовой линией строятся команды в шеренгу. На
противоположной стороне площадки против каждой команды на натянутом
поперек шнуре закреплены матерчатые или бумажные ленточки в количестве,
соответствующем числу игреков в команде. По сигналу первый номер бежит к
шнуру, срывает одну ленточку и бегом возвращается назад, на свое место,
хлопая по плечу следующего участника, второй номер повторяет то же и т. д.
Эстафета заканчивается в тот момент, когда принесет свою ленточку и станет
в строй последний игрок.Ядро барона Мюнхгаузена. Ядро — обычный воздушный шарик, на котором
надпись «Ядро». Участник эстафеты должен оседлать ядро, зажав его между
колен и придерживая руками. В таком положении он должен совершить путь
до поворотного флажка и обратно, а затем — передать ядро следующему
игроку. Если ядро «взрывается» — команда выбывает из игры.
Кот в сапогах. Для эстафеты необходимы сапоги очень большого размера
(количество пар определяется числом команд), широкополая шляпа для
каждой команды. По сигналу участник надевает сапоги и шляпу, бежит до
поворотного флажка, там совершает поклон и возвращается на линию старта.
Побеждает та команда, последний участник которой первым закончит
эстафету.
С кочки на кочку. Перед стартовой линией за 12 м строятся команды. Перед
командами обозначено болото полоса шириной до 610 м, на которой
нарисованы круги диаметром до 40 см — кочки, расположенные от берега
до берега в шахматном порядке. Расстояние между кочками 80120 см — в
зависимости от возраста участников. По сигналу каждый из участников
поочередно пре одолевает болото прыжками по кочкам два раза и
становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, первой и с
наименьшим числом заступов выполнившая задание.
Лиса Алиса и кот Базилио. Команды разбиваются на пары. В каждой паре
одному участнику завязывают глаза. Он кладет руку на плечо товарищу,
который должен согнуть одну ногу в колене и придерживать ее рукой. Втаком положений (один — «слепой», другой — «хромой») они движутся по
трассе, возвращаются и передают эстафету следующей паре.
Мы строим дом. Для игры необходимы 812 человек. Команды построены в
колонну по одному перед стартовой линией. Сбоку от направляющих сложены
деревянные или пластмассовые кирпичи (кубики). По сигналу первые номера
берут по кирпичику и бегут 610 м к обозначенному месту, где ставят свой
кирпичик. Затем быстро возвращаются назад и, сделав хлопок двумя руками о
ладони следующего участника, становятся в конец колонны. Второй номер
повторяет то же. Постепенно команда возводит из кирпичиков какоелибо
строение. Выигрывает команда, первой закончившая «постройку дома»; За
плохое качество постройки можно начислять штрафные очки.
Эстафета с воздушными шарами. Состав команды — 68 человек. Команды
построены в колонны по одному, в руках у направляющих по одному
воздушному шарику. По сигналу первые игроки подбрасывают шар и, ведя
его перед собой, добегают до финишных стоек. Огибают их и
возвращаются назад. Вторые игроки повторяют то же задание и т.д.
Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Брать шар в руки не
разрешается, его можно только подбивать рукой.
Кто быстрее. Эстафета челночного бега — 3x2030 м. Дистанция бега 10—
15 м. Участники поочередно обегают стойку на противоположной стороне
площадки и, возвращаясь назад, передают эстафетную палочку
следующему.Эстафета с ведением мяча. Участники становятся в две колонны за линию
старта. У капитанов в руках баскетбольный мяч. В 1520 м стоят флажки для
поворота. По сигналу капитаны начинают ведение мяча правой рукой.
Обогнув флажок, они выполняют ведение левой рукой. Вернувшись к линии
старта, они передают мяч вторым участникам и т.д. Мяч нельзя вести двумя
руками, задерживать его, катить. Если такое случится, то судья возвращает
игрока на то место, где это произошло, и ведение мяча продолжается с того
места. Побеждает команда, капитан которой первым окажется снова на линии
старта и поднимет мяч вверх.
Эстафета со скакалкой. Для эстафеты необходимы короткие скакалки.
Построение команд в колонны по одному. Первые номера начинают пере
движение по сигналу, прыгая обусловленным способом через скакалку, и,
обогнув стойку, находящуюся на расстоянии 68 м, возвращаются назад,
передавая скакалку вторым номерам и т.д.
Передвигаясь, следует учитывать расстояние и сделать не менее 812
оборотов скакалки.
Способы прыжков:
а)прыжки на двух ногах без промежуточных прыжков;
б)«качалочка» — на два шага одно вращение скакалки;
в)бегом — на каждый беговой шаг одно вращение скакалки;
г)прыжки на двух ногах с промежуточными прыжками.
Лягушка – путешественница. Для эстафеты необходима гимнастическая
палка. Два самых сильных участника игры (утки) кладут палку на плечи, а
третий (лягушка) берется за палку руками и отрывает ноги от земли. Посигналу все трое начинают движение вперед. Игрок, висящий на палке, не
должен отцепляться, а утки возвращаются на старт, чтобы взять нового
путешественника. Таким образом, вся команда должна оказаться на финише.
БабаЯга. Эта героиня путешествует в ступе, которую можно заменить ведром,
а вместо помела взять швабру. Участник встает одной ногой в ведро, а другой
остается на земле. Одной рукой он придерживает за ручку ведро, а в другой
держит швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и
передать реквизит следующему участнику.
Побегаем.
1. Необходимо пробежать со скакалкой 30 шагов и не задеть
веревочку. Можно это делать и вдвоем.
2. Делают пропеллер из бумаги и палочки и бегут с ним. Кто
быстрее бежит, у того быстрее он вертится.
3. У всех участников игры прутики с картонными бабочками.
Необходимо догнать бабочку и накинуть на нее сачок или кольцо из
прутика. Пойманная бабочка догоняет игроков, а прежний водящий
будет бабочкой.
4. У водящего самолетик, сделанный из бумаги. Игроки становятся
за линию перед водящим, который громко командует «Вперед!» и
запускает самолетик вперед. Дети быстро бегут вслед и стараются
поймать его на лету. Поймавший побеждает и идет водить.
5. Двое становятся у концов веревочки лицом к своим флажкам.
Воспитатель говорит: «Внимание, марш!» Дети стараются быстрее
обежать свой флажок и, вернувшись к веревочке, дернуть ее за конец
в свою сторону. Кому это удастся выполнить, тот и победит.Без промаха. Игроки становятся за одну (общую) черту, запускают бумажные
стрелкипланеры и бегут за ними, пока они не упадут. Каждый поднимает
свою стрелку запускает ее опять по направлению к «посадочной площадке»
(кружку, нарисованному в 2025 шагах от общей черты). Кто сумеет
проделать весь путь с меньшим количеством «посадок» стрелки, тот и
победит.
Посадка картошки. Команды выстраиваются перед стартовой
линией, на расстоянии 1020 шагов (зависит от размеров
игровой площадки и возраста игроков) чертят перед
колоннами 46 кружков в 1,5 шага один от другого. Стоящим
впереди дают по мешочку, наполненному картофелем (по
количеству кружков).
По сигналу игроки с мешочками, продвигаясь вперед, кладут по одной
картофелине в каждый кружок. Затем возвращаются обратно и передают
пустые емкости очередным игрокам. Те бегут вперед собирать посаженную
картошку и, наполнив мешочки, возвращаются к третьему номеру команды,
который снова бежит вперед «сажать картошку». После пробежки игрок
встает в конец своей колонны. Закончить раскладку и сбор картошки обязаны
все игроки команды. При этом упавшую картофелину они должны поднять,
положить в мешок и только после этого продолжать движение.
Команда, сумевшая быстрее других закончите посадку и сбор картофеля,
считается победительницей.
Вместо кружков можно положить перед командами небольшие
пластмассовые обручи, картофелины заменить теннисными мячами. Если нет
мешочков, можно взять сумки, детские корзинки.Прыжки через палку. Игроки становятся шеренгой или колоннами на
расстоянии шага друг от друга. Расстояние между колоннами (командами) —
45 шагов. В 1012 метрах перед командами ставят флажки (другие
предметы). Первые номера держат в руках гимнастическую палку длиной 90
100 см.
По команде игрок с палкой устремляется вперед, огибает флажок и,
возвратившись к своей колонне, протягивает один из концов палки второму
номеру (обычно в правую руку). Затем оба игрока, опустив палку, проносят ее
в конец колонны под ногами всех играющих. Те внимательно следят за
продвижением палки и подпрыгивают, когда нужно пропустить палку.
Первый номер остается в конце колонны, а второй игрок бежит с палкой к
флажку, огибает его и, вернувшись обратно, также проносит палку (вместе е
третьим номером) под ногами всех игроков и т. д.
Игра заканчивается, когда все участники команды выполняют упражнение и
палка снова будет в руках у капитана команды
Если игрок не перепрыгнул, а перешагнул через палку или при проносе
палки игроки отпустили один конец или уронили ее, за каждое такое
нарушение начисляется штрафное очко.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой и допустившая меньше
нарушений.
Прыжок за прыжком. Игроки в колоннах разделяются на пары, имеющие одну
короткую скакалку. Команды встают в 34 шагах друг от друга, расстояние
между игроками — один шаг. Пара игроков держит скакалку за ручки,
натянув в 5069 см от пола.
По сигналу первые пары кладут скакалку на землю и оба игрока бегут
(один — налево, другой — направо) в конец своей колонны, а затемпоследовательно перепрыгивают через скакалки всех впереди стоящих пар.
Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и снова берут свою
скакалку за концы.
Как только первая скакалка поднята с земли, вторая пара кладет свою
скакалку на землю, прыгает через скакалку первой пары, бежит мимо колонны
в ее конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру
вступает третья пара и т. д. Эстафета продолжается до тех пор, пока все
игроки в командах не закончат прыжки.
Побеждает команда, игроки которой закончили прыжки первыми и без
нарушения правил.
Игры с обручем
Эти игры способствуют выработке основных двигательных качеств (силы,
быстроты, ловкости и выносливости) и помогают ориентировке в
пространстве, тренируют вестибулярный аппарат, влияют на формирование
нравственноволевых качеств (выдержки, настойчивости, взаимовыручки,
дисциплинированности и т д.), воспитывают стремление выполнить упражнение
не только правильно, но и красиво, легко.
кати обруч по коридору. Участники распределяются на две команды.
Про
Каждая команда (равное количество игроков) встает по обеим сторонам
двух дорожек длиной 22,5 м. выполненных из гимнастических палок
(скакалок) или нарисованных мелом на полу. Для начала игры ширина
дорожки 50 см (постепенно ширина уменьшается до 20 см). По сигналу
воспитателя один из играющих прокатывает обруч партнеру, находящемуся
на противоположной стороне. Тот таким же способом отправляет обруч
обратно. Если он падает, ребенок поднимает его, возвращается на место и
повторно выполняет задание (не более двух попыток). Если и последняя(вторая) попытка оказалась неудачной, ребенок передает обруч следующему
играющему своей подгруппы, а сам возвращается и становится сзади строя.
Выигрывает та подгруппа, у которой обруч падал меньшее число раз.
Принимается во внимание и скорость выполнения задания.
Вариант игры: прокатывать обруч левой рукой.
Прокати кольцо через обруч. Играющие выстраиваются в четыре колонны.
Перед каждой колонной на расстоянии 1 м ставят деревянный обруч,
обращенный отверстием к играющим. По сигналу воспитателя направ
ляющий прокатывает кольцо так, чтобы оно, пройдя через обруч, не сбило
его. Команда получает три очка. Затем ребенок поднимает кольцо и
передает его очередному играющему, сам встает сзади строя. Побеждает
команда, которая набрала наибольшее число очков и быстро выполнила
задание.
Подсказка: чтобы обруч реже падал, кольцо надо прокатывать точно по
центру и с большей силой.
Закати кольцо в обруч
. Две команды выстраиваются в круг на расстоянии
вытянутых в стороны рук. В центре на полу лежат три обруча вплотную друг
к другу. У каждого ребенка кольцо диаметром 715 см (из литой резины,
фанерное, пластмассовое). По сигналу дети одновременно катят кольцо с
такой силой, чтобы оно, перескочив обод обруча, осталось в какомнибудь из
трех обручей. Когда все играющие прокатят кольцо, подсчитывается
количество колец, попавших в обруч. Игра повторяется. Выигрывает команда,
у которой больше колец попало в обруч.
Догони и подхвати. 46 детей становятся в колонну по одному на расстоянии
1,52 м друг от друга. В 23 м от играющих ставится флажок на подставке. Покоманде «Прокати —подхвати!» направляющий не очень сильно катит кольцо
по направлению к флажку, ребенок ловит кольцо, подхватывая его на ходу за
верхний край, затем возвращается и передает его следующему, асам
становится в конец строя. Если кольцо упало, не докатившись до флажка, его
прокатывают еще раз. Если попытка окажется неудачной, ребенок возвращает
и передает кольцо другому играющему своей команды. Побеждает та
команда, которая правильно выполнит задание и наберет больше очков.
Надень кольца на руки. Участники распределяются на 34 команды и встают в
34 круга на расстоянии вытянутых в стороны рук, между кругами расстояние
2 м. В каждой команде выбирают одного ведущего. У него два кольца
диаметром 1525 см. По команде «Кольца надеть, снять, передать!» ведущий
быстро любым способом надевает на запястье каждой руки по кольцу,
поднимает руки через стороны вверх так, чтобы кольца опустились к плечам,
затем опускает руки впередвниз, кольца соскальзывают вниз (при не
обходимости ребенок помогает себе руками), берет их в одну руку, передает
следующему в команде. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно
выполнит задание.
Набрось кольцо на мяч. Участники распределяются на 3—6 подгрупп и встают
в колонну по одному за чертой. На расстоянии 2 м от нее кладут большой
обруч. В нем располагают маленькие резиновые мячи по числу детей в
подгруппе. По команде преподавателя «Начали!» направляющий бросает
кольцо из литой резины диаметром 15 см, стремясь надеть его на любой мяч.
Затем подбирает мяч и кольцо (при промахе — только одно кольцо), которое
передает очередному играющему, мяч кладет в коробку и становится сзади
строя. Играют до тех пор, пока в обруче не останется ни одного мяча. Одинребенок может выбить несколько мячей, но в порядке своей очереди.
Выигрывает подгруппа, которая при точном соблюдении правил игры
набросит на мячи большее число колец в отведенное время.
Пройди по кочкам. Играют четыре подгруппы. Они становятся в колонну по
одному. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м ставят стул. Ребенок
поочередно бросает 10 колец диаметром 2025 см таким образом, чтобы,
наступая внутрь кольца, продвинуться вперед к стулу, присесть на него и
вернуться обратно, собрав все кольца (не наступая внутрь). Побеждает
подгруппа, которая при точном соблюдении правил игры быстрее преодолеет
«по кочкам болото».
Не дай кольцу коснуться пола. Участники распределяются на 46 подгрупп и
встают в колонну по одному. Каждой подгруппе дают одно кольцо (диа
метром 1520 см). На расстоянии 3 м от колонны ставят кеглю. По команде
воспитателя «Начали!» направляющий берет кольцо двумя руками за края
обода так, чтобы оно было горизонтально полу. Продвигаясь вперед (шагом),
он опускает кольцо вниз и ловит его, слегка приседая, не давая кольцу
коснуться пола. Так он делает 4 раза, постепенно подходя к кегле. В пятый
раз опускает кольцо на кеглю, чтобы оно наделось на нее обходит кеглю. На
обратном пути продолжает выполнять то же задание, передает кольцо
очередному играющему и встает в конец строя. Победителем становится
подгруппа, которая четко справилась с заданием в отведенное для игры
время.Подбрось кольцо рукой, поймай на ногу. Дети встают в круг на расстоянии
вытянутых рук. Таких кругов должно быть 34, между ними 2 м. В центр
каждого круга встает водящий, у него кольцо из полой резины диаметром 10
15 см. По команде преподавателя «Начали!» водящий поочередно бросает,
кольцо каждому играющему своего круга так, чтобы ему было удобно ловить
кольцо на ногу. Поймав кольцо, ребенок снимает его с ноги и передает
водящему. Тот бросает кольцо следующему и т. д. Победа присуждается
подгруппе, точно выполнившей правила игры. Игра повторяется с новым
водящим.
в обручах. Команда состоит из 45 человек. Построение в колонны по
Бег
одному, направляющий держит в руках надетый на себя обруч. По сигналу он
бежит до противоположной стороны площадки (68 м), обегает контрольную
отметку и возвращается назад. В обруч становится второй участник, и они в
паре с первым повторяют задание. Затем тоже делают втроем и т. д. Игра
заканчивается в тот момент, когда все участники выполнили задание и
построились в колонны.
Переправа с обручами. Команды построены по одному перед стартовой
линией «на берегу». В руках у направляющих по 610 гимнастических об
ручей. По сигналу направляющие кладут на пол по обручу и становятся в
их круги, затем быстро повторяют то же со вторым обручем, с третьим — до
финишной черты противоположного «берега». Дистанция (ширина «реки»
или «болота») — 10 – 15 м. Вслед за направляющими из обруча в обруч
быстро проходят все участники игры. Последние игроки собирают обручи за
собой. Выигрывает команда, закончившая «переправу» первой.Птички в гнездышках. С одной стороны площадки разложены обручи по
количеству детей. Каждый ребенок (птичка) занимает гнездышкообруч. По
сигналу птички разлетаются по площадке. По другому сигналу они летят на
места (в любой свободный обруч).
Усложнение: разложить большие обручи, в которые встают по 34 детей.
. Каждый ребенок получает по обручу. Дети бегают по площадке,
Машины
поворачивая обручи – рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.
Веселые соревнования. Дети становятся в 34 колонны у общей черты.
Впереди каждой колонны в 45 шагах поставлены гимнастические скамей
ки, дальше на полу положены обручи. По сигналу первые бегут к
скамейкам, проползают по ним указанным способом (на животе, на
коленях, на ладонях), слезают, подбегают к обручам, пролезают в них,
кладут на пол и быстро возвращаются в конец колонны. Бегут вторые в
колоннах. Выигрывают выполнившие задание раньше других.
Правила игры: доползать указанным способом до конца скамейки. Обруч
класть на пол тихо, не бросать.
Переправа в обручах. Команды построены в колонны по одному перед
стартовой чертой (на «берегу»), в руках у направляющего гимнастический
обруч. По сигналу обруч надевают на пояс два первых игрока и быстро
перебегают на противоположную сторону площадки — дистанция до 1015 м,
Первый номер остается за финишной чертой, а второй, не снимая обруча,быстро возвращается назад и повторяет задание с третьим номером, затем он
сам остается на противоположном «берегу», а «переправу» делает третий
номер и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая «переправу».
Зоологические игры
В играх такого характера много юмора, соревновательного задора, так как
движения должны быть точными и образными, что часто сопровождается
неожиданными веселыми моментами.
Изображение животных и насекомых способствует развитию не только
гибкости и ловкости, но и эмоциональному подъему, поэтому такие игры
очень нравятся детям.
Курочкахохлатка
Инструктор ходит с детьми па площадке и говорит:
«Вышла курочкахохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Коко,
Не ходите далеко»».
Появляется кошка (роль выполняет ктото из детей), инструктор говорит:
«На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет».Кошка встает и бежит за цыплятами, которые убегают в противоположную
от нее сторону — в дом. Инструктор защищает цыплят, разводит руки в
стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят».
Мыши и кот. На одной стороне площадки мышидетки, на другой — кот
воспитатель. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается,
мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль
кота исполняет ребенок.
Усложнение: мышки подлезают под натянутой веревкой.
Филин. Все играющие — птички, один ребенок — филин, который
находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются,
машут крыльями, клюют. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят
неподвижно, Вылетает филин, высматривает тех, кто шевелится, и забирает
в гнездо. Через 1520 секунд снова дается сигнал «день», филин улетает в
гнездо, дети – птички бегают по площадке.
Куры в огороде. Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое
пространство — огород. С одной стороны — дом сторожа, с другой —
курятник, в нем курыдети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из
детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в
огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их — хлопает в
ладоши, приговаривая «кышкыш». Куры убегают — подлезают под шнуром и
прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.Лошадки. Дети распределяются на две равные подгруппы, одна из которых
всадники, другая – лошади. Всадники располагаются на одной стороне
площадки, лошади — в конюшне. Воспитатель — сторож.
Всадники запрягают лошадей, используя скакалки или веревки длиной 2 м,
становятся друг за другом. На слово «Шагом» всадники идут друг за другом
обычной ходьбой, лошади — высоко поднимая ноги. На сигнал «Бегом» —
бегут, на сигнал «Галопом» скачут, на сигнал «Врассыпную» — бегут в
разных направлениях по площадке. Затем вновь идут друг за другом. На
слово «Tпру!» дети останавливаются и меняются ролями. Игра повторяется.
Правила игры: следует менять движения по сигналу, при беге не
сталкиваться.
Зайцы. В норкахкружочках, нарисованных на земле, располагаются дети
зайцы. На противоположной стороне — будка собаки, перед ней — огород с
грядками (черточки или палочки на расстоянии 2030 см одна от другой).
Зайцы бегут в огород, прыгают через грядки. На сигнал «Собака бежит» они
убегают в норки. Собака ловит зайцев. Игра повторяется. Когда собака
поймает23 зайцев, то назначают новую. Преподаватель отмечает ловких
зайцев.
Правила игры: перепрыгивать через грядки необходимо на двух ногах;
пойманные зайцы идут в будку собаки; в норках зайцев ловить нельзя.
Мыши в кладовой. Детимышки находятся за чертой на одной стороне площад
ки — это их дом. В центре площадки — несколько дуг (высота 40 см),
лестница, поставленная на ребро, или натянутая веревка, за ней кладовая. В
стороне стоит кошка (ребёнок). По сигналу «Кошка спит» мыши бегут вкладовую, Подползая под дуги или веревку, пролезая между перекладинами
лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают, присаживаются. По сигналу
«Кошка проснулась» мыши убегают из кладовой.
Правила игры: необходимо подползать, не задевая дугу или веревку,
убегать — по сигналу.
Кролики. По троечетверо детейкроликов встают в круг, нарисованный на
земле (в большой обруч),— это клетка. Перед каждой клеткой обруч на
подставке или привязанный к двум стульчикам (высота нижнего края над
землей 10 см) или большой стул. Воспитатель поочередно подходит к клеткам
и выпускает кроликов — они пролезают в обруч или под стулом, бегают и
прыгают, на сигнал «Кролики, в клетки!» возвращаются, пролезая в обруч.
Правила игры: кролики вылезают только тогда, когда к ним подходит
воспитатель; пролезая в обруч, должны уступать друг другу, не толкаться.
Медведи и пчелы. Гимнастическая стенка — улей, на противоположной
стороне — луг, в стороне — берлога. Несколько детей — медведи. Они
находятся в берлоге. Остальные — пчелы, влезают на стенку, По сигналу
пчелы вылетают (слезают) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из
берлоги и забираются в улей (влезают на стенку). На сигнал «Медведи» пчелы
летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Не
успевших вовремя слезть пчелы жалят — дотрагиваются рукой. После двух
повторений дети меняются ролями.
Каракатица. Команды построены в колонны по одному. Направляющие
находятся в исходном положении — упор сидя с согнутыми ногами. По
сигналу они приподнимают таз и быстро передвигаются в упоре на руках допротивоположной черты, расположенной на расстоянии 56 м от стартовой
линии. Как только ноги пересекают финишную черту, игроки встают и бегом
возвращаются назад, вставая в конец колонны, а движение начинают другие
участники. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Сороконожки. Команды построены в шеренги по одному перед стартовой
линией. Им необходимо рассчитаться по 35 человек. По команде
«Приготовиться!» все участники первой группы приседают и кладут руки на
пояс впереди стоящих. По команде «Марш!» группы обусловленным
способом (шагом или прыжками) проходят, присев, установленную
дистанцию, сохраняя сцепление и не вставая. То же повторяют вторые группы
и т. д. Выигрывает команда, участники которой первыми пересекут
финишную черту и не нарушат установленных правил.
Кенгуру. Команды построены в шеренги по одному перед стартовой
линией, у направляющего между коленями зажат мяч. По сигналу первый
номер прыжками на двух ногах продвигается до обозначенного места
(дистанция 68 м), обогнув контрольную отметку (мяч, булаву, стойку и
пр.), и прыжками возвращается назад, передавая мяч следующему
участнику. Второй номер повторяет то же. При потере мяча участник
обязан поднять его и продолжать выполнение задания в том же исходном
положении (и. п.), а команде начисляется штрафное очко. Выигрывает
команда, первой закончившая эстафету.
Варианты игры:
1. Участник должен допрыгать до финишной черты и остаться за
ней, перекатывая мяч назад следующему игроку.