В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
Игры драматизации и руководство ими.
В играх драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены
сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки
и т.п. Они сходны с сюжетно ролевыми играми: в основе тех и других
условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д.,
а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций
заклычается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют
определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр драматизаций являются сказки. В сказках образы
героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и
ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и
дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые
детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др.
В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря
которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание
произведения, логику и последовательность событий, их развитие и
причинную обусловленность.
Для развёртывания игр драматизаций необходимы: возбуждение и развитие
интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения,
наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен
стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные
его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного
персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению
костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего
подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых
детям нетрудно усвоить и превратить в игру драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный
язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия
всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании
сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в
игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно
выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Большое значение в развитии игрыдраматизации , в усвоении характерных
черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его
умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении
или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы,
некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у
них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше
нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В
В игре драматизации не надо показывать ребёнку те или иныеигре драматизации одновременно могут участвовать только несколько
человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её
участниками.
Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы,
желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо
некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у
сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель
использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям ,
уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение
детей к игре.