Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления
Оценка 5

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
20.03.2018
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Выделяют три вида мышления: 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
разв мышл.docx
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления Мышление ­ одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический   процесс,   неразрывно   связанный   с   речью.   В   процессе   мыслительной деятельности   вырабатываются   определенные   приемы   или   операции   (анализ,   синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).   Выделяют мышления: 1)   наглядно­действенное   (познание   с   помощью   манипулирования   предметами) 2)   наглядно­образное   (познание   с   помощью   представлений   предметов,   явлений) 3) словесно­логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). вида три     Наглядно­действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3­4 лет. Он   постигает   свойства   предметов,   учится   оперировать   предметами,   устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На   основании   наглядно­действенного   мышления   формируется   и   более   сложная   форма мышления ­ наглядно­образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести­семи годам начинается более интенсивное формирование  словесно­логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все   виды   мышления   тесно   связаны   между   собой.   При   решении   задач   словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение,   сравнение,   абстрагирование,   классификация,   установление   причинно­ следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Особенности мышления у детей с ЗПР Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5­6 лет находится на уровне   его   житейского   опыта.   Он   не   может   установить   связи   и   отношения   предметов логическим   путем.   Умение   мыслить   подразумевает   выделение   существенных   признаков предметов,   объединение   различных   признаков   в   целое   представление   о   предмете; сравнение   предметов   и   выявление   различий   в   них   и   т.   д.   Все   эти   навыки   у   детей   с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников. Игры и упражнения. КТО, ЧТО ЛЮБИТ? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед  ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением  пищи, предлагают всех "накормить". НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц,  медведь, волк ­ дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива ­ фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и  предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.  Транспорт ­ ..., птицы ­ ... КЛАССИФИКАЦИЯ Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит  рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения,  отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по  какому­либо общему признаку, а четвертая ­ лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю  картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил. НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним». Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон. ЧЕРЕДОВАНИЕ Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что  бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно  выложить забор из разноцветных палочек и т.д. СЛОВА НАОБОРОТ Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот,  например, большой ­ маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый ­  грустный, быстрый ­ медленный, пустой ­ полный, умный ­ глупый, трудолюбивый ­  ленивый, сильный ­ слабый, тяжелый ­ легкий, трусливый ­ храбрый, белый ­ черный,  твердый ­ мягкий, шершавый ­ гладкий и т.д. БЫВАЕТ­НЕ БЫВАЕТ Называете какую­нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в  том случае, если названная ситуация бывает, а если ­ нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка  хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли  стеклянные и т.д. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ) Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты  видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить.  Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем  отличаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6­7 лет должен правильно  производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным  признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь;  вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня. УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).  Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными  овощами, и он находит нужный. РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают  картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по  порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ Взрослый рассказывает о чем­то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок  должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера ­ иду я по дороге, солнышко светит,  темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из­за угла как выскочит собака, как  зарычит на меня: "Ку­ка­ре­ку!" ­ и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы  испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу ­ гриб. На  веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю ­ сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует.  Я подошел, а она прыг в воду ­ и уплыла. НЕЛЕПИЦЫ Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие­нибудь противоречия,  несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и  неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018