Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, направлены на то чтобы научить представлять себя коллективу сверстников, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, направлены на то чтобы научить представлять себя коллективу сверстников, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста.
1. «Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвать свое имя, как ему
больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его
называли в группе.
2. «Позови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому
сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
3. «Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей
нежные, ласковые слова.
Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные
говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить
сидящего, обнять, поцеловать.
4. «Передача чувств»
Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния
невербальным способом.
Ход. Ребенку дается задание передавать «по цепочке» определенное
чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети
обсуждают, что они чувствовали при этом.
5. «Перевоплощение»
Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных,
изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.Ход. Дети (по очереди) загадывают определенный «образ», изображая
его, но не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
6. «Моя любимая игрушка»
Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую
игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.
Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и
рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
7. «Подарок другу»
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход. Один ребенок становится «именинником»; остальные «дарят» ему
подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к
«имениннику».
8 «Скульптор»
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Ход. Один ребенок – скульптор, троепятеро детей – глина. Скульптор
«лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному
проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название
«композиции».
9 «Волшебный цветок»
Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя
другим детям в группе.
Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов.
По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку
показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок
рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем
мечтает.
10 «Разноцветный цветок»Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость
и удовольствие.
Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой
цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики»
объединяют в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
11 «Свеча»
Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием,
расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 58
сек. Пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 23 сек.
(свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в
пламени свечи, что чувствовали при этом.
12 «Солнечный зайчик»
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к
другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Ход. Детям предлагают с помощью зеркала поймать «солнечного
зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика»,
предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его,
согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он
обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный
детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «зайчика» выпускают, но
каждый ловит частичку его тепла, нежные лучики своим сердцем.
13. «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и
людям; развивать коммуникативные способности.
Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «каждый из нас чтото
или когото любит; всем нам присуще это чувство, и все мы поразному
его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город,
свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (рассказы детей). А
сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я
назову чтото любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будетназывать свое любимое и класть свою руку. (дети выстраивают
пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние.
Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая,
потому что мы любимы и любим сами.
14. «Волшебники»
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу,
умение проявлять внимание и заботу.
Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут
исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы
прибавим смелости, Алеше – ловкости и т.п.
15. «Азбука настроений»
Цель: познакомить детей с понятием «настроение», учить определять
эмоциональное состояние по графическому изображению.
16. «Читаем стихотворения»
Цель: закрепить умение детей определять эмоциональный настрой
стихотворения, продолжать учить подбирать соответствующее
графическое изображение.
17. «Слушаем музыку»
Цель: закреплять умение детей определять настроение музыкального
произведения, подбирать соответствующий рисунок по «Азбуке
настроения».
18. «Рисуем настроение»
Цель: учить детей выражать настроение мимикой, обращать внимание
на положение бровей, рта; учить самостоятельно подбирать подходящий
цвет для определенного состояния.
19. «Какого цвета настроение?»
Цель: продолжать учить детей мимикой выражать настроение,
самостоятельно подбирать подходящий цвет для определенного
эмоционального состояния.20. «Какого цвета счастье?».
Цель: закреплять умение выражать определенное настроение через цвет,
показывать мимикой эмоциональное состояние.
Игры для дошкольников, развивающие умения понимать и выражать
эмоциональные состояния
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций —
достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня
развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он
поймет состояние другого человека и отреагирует на него.
Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны
правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее
определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением
грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение
лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок
просто не знает, как проявить свои эмоции.
Развитию понимания эмоционального состояния человека во всех его
проявлениях и умения детей выражать свои эмоции способствуют игры
тренингового характера.
«Зеркало».
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния,
подражать им, развивать эмпатию.
Ход игры
Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся
лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики
(замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разноенастроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно
копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
«Театр моды».
Цель: развивать у детей умение различать индивидуальные особенности
сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного,
естественного, раскрепощенного поведения будучи в центре внимания
окружающих.
Оборудование: магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум».
Ход игры
Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков,
комментаторов и зрителей.
Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и
шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д.
Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму,
демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается
доброжелательным комментарием. Сначала комментатором может быть
воспитатель, а затем — дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям.
Затем игроки меняются ролями.
Вариант 2. В игру можно ввести по желанию детей роль художников—
модельеров, демонстрирующих свои новые коллекции (при этом украшения из
бумаги, ткани и других материалов готовятся заранее). Зрители определяют
победителя.
Вариант 3. Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды:
за самую очаровательную и обаятельную улыбку;
за самые веселые глаза;
за самую грациозную походку,
за самый высокий рост;
за самые светлые (темные), длинные (короткие) волосы;за самый синий, красный цвет одежды;
за самый оригинальный костюм и т. п.
При этом награды должны получить все, а кто какую именно — решают
зрители.
«Угадай эмоцию».
Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать
его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.
Ход игры
Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения
эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая
ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние,
изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций.
Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает
ребенок, что происходит в его минисценке.
Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить,
предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому —
восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как
можно точнее определить эти эмоции.
«Диалог по телефону».
Цель: обучить детей правилам ведения телефонного разговора; учитъ
приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать,
представляться, благодарить, прощаться.
Оборудование: два телефона.
Ход игры
Вариант 1. Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по
телефону, с употреблением как можно большего количества вежливых слов.Пары по очереди разговаривают по телефону, остальные дети внимательно
слушают.
Выигрывает пара, употребившая в своем диалоге большее количество
вежливых форм.
Вариант 2. Это может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном
дне, об увиденном цирковом представлении или спектакле кукольного театра,
любимом мультфильме или телепередаче, приглашении друга в гости, на день
рождения, звонке заболевшему другу.
Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение,
напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п.
Вариант 4. Телефонный разговор с персонажем известной сказки или
мультфильма.
«ЧунгаЧанга».
Цель: формировать умение разделять свою радость с другими людьми.
Оборудование: бусы, браслеты, серьги, разноцветные перья, магнитофон.
Ход игры
Путешественники пристали на своем корабле к острову. Их окружили жители
чудесного острова — маленькие темнокожие дети. На них пестрые юбочки, на
руках и ногах — браслеты, в ушах — круглые серьги, на шее — бусы, а в
волосах — красивые перья.
Весело они пританцовывают под музыку В. Шаинского «ЧунгаЧанга» и
напевают:
Чудоостров, чудоостров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто,
ЧунгаЧанга!Приглашают путешественников разделить их радость, принять участие в
общем веселье.
«Крошка Енот».
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры
Один ребенок — Крошка Енот, остальные — его отражение («Тот, который
живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот
подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости),
а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота
выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки
станет всем светлей».
«Лето настроений».
Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить
соответствующую в своем наборе картинок.
Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной
мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей;
схематические изображения различных эмоций и настроений.
Ход игры
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Лото настроения.
Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной
эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе животное с такой же
эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают
соответствующее настроение.