Игры и упражнения для усвоения и различия понятий «СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Оценка 4.9
Игры
doc
русский язык
2 кл—3 кл
24.02.2017
Работа по формированию связной правильной речи не может проводиться без определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение». Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения.
Представленные вашему вниманию игры и упражнения помогут разнообразить работу на логопедических занятиях и сделать её более интересной для младших школьников.
Игры и упражнения для усвоения и различия понятий.doc
Игры и упражнения для усвоения и различия понятий
«СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
М. Н. Наумова
учитель начальных классов
Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО
Работа по формированию связной правильной речи не может проводиться без
определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение».
Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса
учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения.
Затем представляется целесообразным и логичным соединять слова предметы и слова
действия в простое нераспространённое предложение, т.к. эти предложения являются
грамматической основой предложения, те. подлежащим и сказуемым. Тем самым закладывается
основа для успешного овладения школьниками синтаксическим разбором предложения на более
поздних этапах обучения.
Позже у детей формируется представление о предложении, его структуре,
грамматическом и интонационном оформления, продолжается работа над словом,
обозначающим признак предмета. Словапризнаки рассматриваются не изолированно, а вводятся
в предложение, и логопед обращает внимание детей на их смысловую и грамматическую связь с
другими словами.
Приведённые в ниже игры и упражнения помогут разнообразить работу на
логопедических занятиях и сделать её более интересной для младших школьников.
Четвертый лишний
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. На доске в строчку выставляются карточки четырех слов, три из которых
являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему признаку. Четвертое
слово не соответствует этим требованиям и может быть исключено. Вызванный ученик должен
найти лишнее слово и снять соответствующую карточку.
Учитель может предложить выполнить разнообразные задания со словом на карточке:
разделить на слоги, выделить ударный слог, составить предложение и т. д.
Кто знает, пусть продолжает
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия
(стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус,
табуретка и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают
слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.
Из одного слова несколько
Оборудование: написанные на доске или на карточках слова, из которых можно вычленить
другие, менее длинные слова.
Описание игры. Логопед предлагает найти в большом слове другие слова. Работа может
проводится как с опорой на наглядность, так и без.
Примерный материал. Универмаг
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный
магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда,
мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его,
помещает в нужный отдел и выставляет под плакатом название отдела.
I вариант. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна отобрать товары в
свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров.
II вариант. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках (в
отделе). На каждой полке среди карточек с названиями товаров данного
отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова,
найти лишнее и передать карточку в соответствующий отдел.
Отгадай и прочитай
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает
значение слова (его он берет в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово.
Например, учитель читает значение слова: «Место, где изготавливают и продают
лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное — «аптека».
Может быть и такой вариант игры: значения слов записываются на карточках. Класс
разбивается на группы. Каждая группа получает набор карточек со словами и их значениями.
Побеждает группа, которая раньше других к каждой карточке со словом подберет карточку, на
которой находится его значением.
Найди лишнее, оставь только родственников
Найди лишнее, оставь только родственников
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. На доске устанавливаются в строчку карточки четырех слов, три из которых
являются однокоренными, а четвертое не удовлетворяет соответствующим признакам:
СОЛЬ
СОЛЕНЫЙ
СОЛОВЕЙ
СОЛИТЬ
ВОЗ
ВАЗА
ВОЗИТЬ
ПОВОЗКА
Вызванный ученик читает слова, анализирует их, находит лишнее и снимает
соответствующую карточку.
Может быть и такой вариант игры: наборы слов можно отпечатать на карточках. Класс
делится на группы, каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв и
слогов кассы букв. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием.
Слог или слово
Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как
можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая —
только слоги.
Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ.
САД
МАК РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ТРА
СМИ
ШКИ
НИТ
Найди спрятанное слово
Оборудование: карточки с записанными без пробелов словами и наборами букв.
Описание игры. Ученик получает карточку, внимательно просматривает буквенный материал,
отыскивает слова и подчеркивает их. Побеждает тот, кто раньше других качественно выполнит
игровое действие.
Например:
бвосютррьшбвбвсррадугамтвдьсолнышкожваучбд
щтраважбьартиюецветокпррржукиъблыоюишвтицайюьвчгн
Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица.
Поймай выделенное слово
Описание игры. На доске в столбик написаны четырепять слов. Рядом с каждым из них за
вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по
буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за
чертой и подчеркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА
ЛАК
ЛАПА
ЛИЗА
липа, лис, лира, лиса, киса
лук, дан, сук, мак, рак, лак
липа, лапа, папа, лиса
Лида, Липа, Лиза, Лиза
Может быть и такой вариант: материал для игры предлагается на индивидуальных
карточках. Победителем является тот, кто справится с игровым действием раньше других.
Слово или не слово?
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры. Учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным
набором слогов. Дети читают материал, представленный на карточке. Они кричат: «Слово!» и
поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово. Если
буквенное сочетание на карточке не является словом, то дети кричат: «Не слово!» — и не
поднимают полоску.
Соедини слова
Оборудование: карточки или написанные на доске два столбика слов.
Описание упражнения: соединить слова левого столбика со словами правого так, чтобы
получилось словосочетание. Работа может проводиться индивидуально на карточках и на доске
для всего класса. Количество и тематика словосочетаний может варьироваться в зависимости от
лексической и логопедической темы занятия. Игру можно организовать, как соревнование между
группами. Каждая группа получает свой набор карточек и стремится составить словосочетания
как можно быстрее.
Примерный материал Малыш потерялся
Оборудование: карточки или написанные на доске два столбика слов.
Описание игры: правила такие же как в предыдущем упражнении, но предлагается игровая
ситуация — найди маме малыша, т.е. необходимо соединить название животного с его
детёнышем.
Угадай закрытую букву
Описание игры. На доске печатными буквами написаны слова, в каждом из которых одна буква
закрыта (..ама). Дети называют, какая, по их мнению, буква пропущена, подставляют ее на место
закрытой и читают получившиеся слова: мама, рама, сама. Потом учитель открывает букву, в
дети хором читают слово. Ученик, вставивший нужную букву и прочитавший именно это слово,
получает фишку.
Вариантом игры может быть работа детей за партами. Каждый ученик складывает свое
слово из букв разрезной азбуки. Фишки получают те, кто сложил нужное слово.
Собери слово
Оборудование: карточки букв.
Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами определенного слова:
А, М, К. Учитель предлагает детям собрать слово из рассыпанных букв. Вызванный ученик
расставляет правильно карточки с буквами, класс хором читает получившееся слово.
Вариант игры может быть такой: каждый ученик собирает слова на индивидуальном
наборном полотне.
Слоговой конструктор
Оборудование: слоговые карточки.
Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги
можно просто написать на доске печатными буквами). Учитель сообщает игровую ситуацию:
«Вы играете в слоговой конструктор. Из деталейслогов нужно собрать слова. Для этого к
каждому слогу первого столбика необходимо найти подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке (или
соединяет нужные слоги на доске):
РА СИ
ГУ РЫ
КУ НА
Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.
Вариант игры может быть следующий: задания такого рода помещены на отдельных
карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.
Редактор
Цель: формировать умение школьников делить сплошной ряд слов на предложения.
Описание игры. Логопед предлагает представить, что каждый ребёнок редактор, и ему
необходимо исправить текст, поделив его на предложения.
Кот Васька
Кот Васька заметил на сосне гнездо дрозда быстро влез Васька на дерево но дрозд
увидел злодея он клюнул кота Ваську в лоб Васька фыркнул и спрыгнул на землю.
Бумажный змей
Хороший ветерок подул ровный в такой ветер бумажный змей высоко летает туго
нитку натягивает весело мочальный хвост развевает красота задумал Боря своего змея
сделать лист бумаги у него был и дранки он выстрогал да недоставало мочала на хвост да
ниток, на которых эмеев запускают а у Семы большой моток ниток ему есть на чем змеев
пускать если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал тоже бы своего змея запустил
мочало у Пети было он его для змея припас ниток только ему не хватало да бумажного
листа с дранками у всех все есть, а у каждого чегонибудь да не хватает
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить даже лучше только
дружить они еще не научились — вот в чем беда
Е. Пермяк
Игры и упражнения для усвоения и различия понятий «СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Игры и упражнения для усвоения и различия понятий «СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Игры и упражнения для усвоения и различия понятий «СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Игры и упражнения для усвоения и различия понятий «СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Игры и упражнения для усвоения и различия понятий «СЛОВО» и «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.