Игры-инсценировки как средство развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 18.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.Исследовательская работа "Игры-инсценировки как средство развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста"
Иконка файла материала Лукашина С.Г..docx

Игры-инсценировки как средство развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

 

 

Исследовательская работа

Лукашиной Светланы Геннадьевны

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

3

 

 

 

Глава I. Теоретические основы развития диалогической речи в дошкольном возрасте

 

7

1.1.          Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте

 

7

1.2.          Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

 

10

1.3.          Характеристика игр-инсценировок, направленных на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Г. Рузской, Д.Б. Эльконина и др. общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция, назначение речи быть средством общения. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Большую роль в развитии диалогической речи играют игры-инсценировки. Игры - инсценировки объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры - инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Игры-инсценировки как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Цель исследования - определить эффективность влияния игр-инсценировок на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.      Изучить теоретические основы развития диалогической речи в дошкольном возрасте.

2.      Определить особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

3.      Дать характеристику игр-инсценировок.

4.      Отобрать и провести серию игр-инсценировок направленных на развитие диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игры-инсценировки как средство развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Методологическая  основа  исследования:

- Среди трудов отечественных учёных отмечаются исследования психологов и педагогов по формированию диалогической речи Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, М. И. Лисиной, А. Н. Лурия, С. Ю. Мещеряковой, С. Л. Рубенштейна, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина, Г. Г. Филиповой  и др.

- исследования в области организации диалоговой речи в ДОУ Л.В. Артемовой, Т.Н.  Караманенко, С.И. Мерзляковой.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проанализированы источники, раскрывающие проблему развития диалогической речи у детей дошкольного возраста; раскрыты особенности организации игры-инсценировки в детском саду, способствующего развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Практическую значимость работы мы видим в том, что определены и апробированы методы и приемы, обеспечивающие  развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр-инсценировок. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями дошкольного образовательного учреждения в целенаправленной работе по развитию диалогической речи у  младших дошкольников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКО­Й РЕЧИ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте

Речь — это способность выразить свои мысли или способ общения и взаимодействия через диалогическую речь с другими личностями.

Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или нескольких лиц, ко­торые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная [16].

Диалогическая речь – это форма  речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами [3].

Диалогическая речь — это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же — высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них [22].

Диалогическая речь - это очень яркая языковая функция, которая несет коммуникативный характер. Эту точку зрения описывают А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие. Ученые связывают диалог с потребностью человека в естественном общении. Диалогическая речь является одной из ключевых форм общения. Немаловажно, что оба партнера понимают, о чем они ведут беседу. Поэтому нет смысла развернуто формировать свою мысль.

Таким образом, характеризуя диалогическую речь, исследователи указывают на различные её особенности. Так, ряд авторов отмечают, что диалогическая речь ситуативна (связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями коммуникантов), контекстуальна (каждое очередное высказывание в ней в значительной мере обусловлено предыдущими), свёрнута (в ней многое подразумевается, благодаря общности ситуации для собеседников и их осведомлённости в ней), реактивна (реплика является речевой реакцией на речевой и неречевой стимулы), малоорганизована (реплика обычно не произвольна, заранее не обдуманна, незапрограмированна). Наконец, диалогическая речь характеризуется краткостью высказываний и простотой их синтаксического построения.

Обычно диалогическая речь проходит в конкретной ситуации и зависит от нее. Она сопровождается и другими способами обмена мыслями – мимикой, тоном голоса, жестами. Поэтому диалогическая речь обычно имеет яркое оформление. Несмотря на то, что речь носит сокращенный характер, собеседники хорошо понимают друг друга. Во время диалоговой речи люди используют разговорную речь, говорят кратко и обрывисто, часто не договаривая фразы. Предложения используются простые и бессоюзные. Если нужно что-то обдумать, на это тратится очень немного времени. Связность общению придает участие двух собеседников.

Овладение диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками.  В раннем возрасте ребенка в диалогическую речь вовлекает взрослый. Обращаясь к ма­лышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького со­беседника, достраивает их до полной формы [2].

Опыт речевого общения со взрос­лым ребенок переносит в свои взаи­моотношения со сверстниками.  У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении и усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как  диалогическая речь, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером.

Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (2-5  лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог   может   выделить   две   линии:    во-первых,   совершенствуется   ли понимание   ими   речи   взрослых;   во-вторых,   складывается  ли  собственная активная речь.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из лич­ного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалогической речи со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются  в помощи взрослого в процессе освое­ния диалогического общения со свер­стниками.

Диалогическая речь является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту про­блем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьез­ных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития диалогической речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка [12].

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» [7].

Характер диалогической речи детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. А. В. Чулкова в своих исследованиях отмечает, что дети в этом возрасте испытывают радость от общения. Они могут использовать различные типы предложений, пользоваться прямой речью. Диалогическая речь старших дошкольников  имеет  более сложную структуру по сравнению с детьми младшего возраста, однако они еще малосодержательны.

Под воздействием  развивающейся  мыслительной деятельности изменяется содержание и форма речи детей.

Проявляется способность выделять основные признаки и свойства предмета или явления, дети демонстрируют умение достаточно полного и детального их анализа.

Важнейшим результатом развития диалогической речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.

1.2. Особенности развития диалогической речи у детей младшего            дошкольного возраста

Требования и задачи общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями [15].

Эти требования осуществляются главным образом на заня­тиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое обще­ние детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

Дети к началу дошкольного возраста обладают уже достаточно развитой речью, высокой речевой активностью. Ребенок фактически постоянно разговаривает. Когда сотрудничает со взрослым, решает трудную наглядно-действенную задачу и т.д. В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается одна из основополагающих функций речи – коммуникативная, основной формой которой является диалогическая речь. Диалогическая речь состоит из вопросов, сообщений (о себе, о ком-то) и побуждений (просьб, приказаний), которые являются основными видами коммуникативных высказываний. Младший дошкольник использует в своей речи все виды высказываний.

Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений и пр.

Именно в этом возрасте у детей возникают и различные виды словесной регуляции деятельности. Они овладевают сначала словесным отчетом о выполненном. В диалогической речи отражается содержание уже совершенных действий. Это фиксирующая речь, речь после действия. Она еще не организует, не регулирует непосредственно построение деятельности, но она свидетельствует об осознании ребенком собственной деятельности.

Следующий вид словесной регуляции, который встречается в речевом сопровождении деятельности ребенка младшего дошкольного возраста – объяснительно – сопровождающая диалогическая речь. Диалогическая речь как бы «врастает» в структуру действия – ребенок действует и одновременно говорит. Диалогическая речь становится частью самого действия. Она помогает ребенку лучше осмыслить то, что сделано или совершается, внести изменения в содержание и способы деятельности [12].

Встречаются в речевом сопровождении игры, рисования и конструирования у младших дошкольников высказывания, напоминающие внешне словесное планирование: ребенок сообщает о содержании следующего действия («…сейчас покормлю...», «нарисую глазки…»). Это «пошаговое» планирование, которое еще не строит деятельность и в полной мере не может рассматриваться в качестве примера планирующей речи. Даже предварительный замысел, сформулированный перед игрой и рисованием, младший дошкольник чаще всего теряет, видоизменяет и пр.

Очень важной вехой в развитии диалогической речи, связанной с формированием представлений, образного мышления и воображения, является способность составлять маленькие сообщения «из личного опыта». В нескольких предложениях ребенок способен передать (часто с помощью и по вопросам взрослого) содержание собственных впечатлений от прогулки, игры, бытовых ситуаций и пр. Такие рассказы «из личного опыта» свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений.

Возникновение даже самых начальных проявлений связности в диалогической речи находится в зависимости от адекватности воссоздаваемых ребенком игровых цепочек (они лежат в основе даже самого простого сюжета). Появление связности сначала наблюдается в игре, затем в речи, и - в последнюю очередь – в рисунке. В связи с тем, что ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно-следственные, временные связи между событиями, явлениями, предметами, в связи с появлением познавательной установки «Почему он такой?», в его речи появляются и сложноподчиненные предложения со словами «потому что», «поэтому».

Зарождающееся на третьем году жизни ребенка воображение, знаковая функция сознания привносят изменения в процесс языкового развития ребенка. Так, если словарный запас детей пополнялся за счет новых слов, то с этого момента на первый план выходит словообразование и словоизменение. Ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в словаре слов (маленькая – шоколадка, а большая – шоколада; конфета – потянучка, ножик – режик и пр.). Начинается период активного словотворчества, который не только очень важен для речевого развития ребенка, но и о развивающейся языковой способности.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с детьми и взрослыми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими деть­ми. Следует воспитывать в ребенке потребность делиться своими впе­чатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого эти­кета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), по­ощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближай­шего окружения: «Кто?», «Что?», «Где?», «Что делает?», «Зачем?».

Для младшего дошкольника эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению диалоговой речью) своих действий в предметной деятель­ности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части  предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются:

1) приемами подготовленной беседы (разговора),

2) приемами театрализации (имитации и пересказа).

Беседа — организованный раз­говор педагога со всей группой детей, посвященный од­ному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представле­ния и знания о жизни людей и природы, которые дети приобре­ли во время наблюдений под руководством педагога и в разно­образной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружаю­щему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыс­лить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на во­прос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно гром­ко и отчетливо, чтобы все слышали.

Содержанием бесед является программ­ный материал по ознакомлению детей с окружающей действи­тельностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.). При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или ме­нее ясные и разнообразные представления о предмете беседы. «Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных» [20].

Таким образом, младший дошкольный возраст является подготовительным этапом в освоении диалогической речи, основная цель развития диалогической речи у дошкольника – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалоговой речи лишь к освоению вопросно-ответной формы.

Большую роль в развитии диалогической речи играют игры-инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-дидактические игры. Сюжетная основа таких игр помогает детям объединять совместные усилия, устанавливать интерактивное взаимодействие, как бы создавая банк общих сведений. Эти игры естественным образом позволяют взрослому занять игровую позицию внутри играющих детей.

1.3. Характеристика игр-инсценировок направленных на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Игры – инсценировки, самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, он играет любые роли. Стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию [10].

Игры - инсценировки совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность. У ребенка формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику. Эти умения особенно важны в младшем возрасте для развития диалогической речи.

Игра-инсценировка - переработка литературного произведения для сценического его воплощения (для театра, телевидения, радио) [19].

Игры – инсценировки - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры – инсценировки необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра – инсценировка по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

В играх-инсценировках содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр - инсценировок заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр-инсценировок являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр - инсценировок дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Большое значение в развитии игры-инсценировки, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом, повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре-инсценировке одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты [10].

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры-инсценировки с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности игра-инсценировка рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — инсценировок включается в целостный педагогический процесс.

При организации инсценировки используются специфические методы по организации игр – инсценировок:

• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми диалогическую речь);

• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

В играх-инсценировках дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игра приобретает особо яркую эмоциональную окраску, если заранее подготовлены соответствующие декорации, маски, костюмы или хотя бы детали их. Игра-инсценировка может проводиться и с куклами из детского театра.

Игры-инсценировки активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы.

Формирование интереса к играм-инсценировкам складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты инсценировки, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры-инсценировки, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых-инсценировках, миниатюрах на свободные темы.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

Игры-инсценировки могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды игр-инсценировок проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, комплексный подход к организации игр-инсценировок является эффективным в развитии диалогической речи у детей.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Алексеева,  М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / М. М. Алексеева,  Яшина В.И.  - М.: Академия, 2005. - 159 с.

2.   Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - 51 с.

3.   Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л. Р. Болотина. - М.: Академия, 1997. - 232 с.

4.   Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ  / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2001. - 238 с.

5.   Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ  / В. В. Ветрова, Смирнова Е. О. - М.: Знание, 2009. – 94 с.

6.   Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе [Текст] / В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. – С. 78-80.

7.   Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / Г. А Глинка. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. - 221 с.

8.   Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - 91 с.

9.   Грецик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т. Грецик // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - 54 с.

10.            Караманенко, Ю.Г.  Кукольный театр - дошкольникам [Текст]: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., "Просвещение", 1973. 224 с.

11.            Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Козлова С. А., Куликова Т. А. - М.: Академия, 2000. - 416 с.

12.            Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду [Текст]: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т. П. Колодяжная, Колунова  Л. А. - Ростов на Дону: ТЦ «Учитель», 2002. - 32 с.

13.            Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / А. И. Максаков. - М.: Просвещение, 2008. - 106 с.

14.            Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] : учебное пособие / Н. В. Новотворцева. - Ярославль: Гринго, 2002. - 306 с.

15.            «От рождения до школы»: Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]  / Под ред. Н. Е. Вераксы,  Комаровой Т. С, Васильевой М. А. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.

16.            Основы теории речевой деятельности [Текст]: учебное пособие / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 1974. - 148 с.

17.            Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / сост. О. С. Ушакова - М.: АПО, 2012. - 63 с.

18.            Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. – 1999. - №3. – С. 21-24.

19.            Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Пособие для воспита­телей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 1999. - 160 с.

20.            Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.

21.            Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во института психотерапии, 2012. - 237 с.

22.            Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - 329 с.


 

Скачано с www.znanio.ru