Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Подготовила Наталья Ильина
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально
обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе
мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4
лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами,
устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма
мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может
решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это
позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать
в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-
логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием
понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные
рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой
простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть
все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные
операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление
причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность
рассуждать.
КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед
ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением
пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц,
медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и
предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Транспорт - ..., птицы - ...
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый
просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения,
отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу
по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти
лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он
оставил.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
"лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,
что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким
образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен
быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и
качество (вкус, форму) предмета.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо
понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. -
назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних
животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот,
например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов:
веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый,
трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый,
белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать
мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу;
кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять;
туфли стеклянные и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его
заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА,
МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не
одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность
ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных
процессов, сообразительности, речевой активности.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему
вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове
предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет?
Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен
правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по
существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и
тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город
и деревня.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит
и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный
(помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с
различными овощами, и он находит нужный.
КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить
на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь,
семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа,
день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять
ребенка за несколько ответов на вопрос.
РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают
картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены
по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по
картинкам.ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок
должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит,
темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака,
как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А
ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На
веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску
жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия,
несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти
ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК