Игры на сплочение и взаимодействие
Оценка 5

Игры на сплочение и взаимодействие

Оценка 5
Игры
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
22.12.2018
Игры на сплочение и взаимодействие
В решении задачи сплочения отряда Вам помогут игры на сплочение и взаимодействие. Целесообразно проводить эти игры в течение всей лагерной смены (с первого до последнего дня) с учетом логики ее развития. В оргпериод игры на сплочение должны носить ознакомительный характер, содержать несложные задания и занимать непродолжительное время.
Игры на сплочение и взаимодействие.doc
Игры на сплочение и взаимодействие В   первые   дни   отряд   –   это   всего   лишь   группа   детей,   и   воспитатель должен   сделать   так,   чтобы   эта   группа   стала   сплоченным   коллективом, способным к дальнейшей совместной деятельности в лагере. Отчасти, в этом помогут игры, предполагающие взаимодействие детей друг с другом. Данный блок   игр   можно   использовать   на   протяжении   всей   смены.   Во   время оргпериода   эти   игры   позволят   сплотить   детей,   а   в   конце   смены   они   же помогут определить уровень сплоченности отряда. Сплоченность   складывается   из   многих   компонентов,   рассмотрим важнейшие из них: 1. Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и   Отношения не   может   быть   достигнута   индивидуально. выстраиваются по типу «или мы все вместе выигрываем, или мы все вместе проигрываем». 2. Умение   координировать   действия   для   достижения   общей   цели. Каждый человек в отдельности, как бы хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей. 3. Взаимное   доверие,   готовность   оказаться   в   ситуациях, включающих элемент совместного риска. 4. Положительный   эмоциональный   и   мотивационный   фон, заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом, азарт. 5. Соревновательность, но направленная не столько на членов своей команды, сколько на общего конкурента, на другую команду. Примеры игр на сплочение и взаимодействие: «День   рождения».   Сначала   участники   выбирают   ребят,   которые пользуются популярностью в коллективе. Их задача – написать фамилии тех, кого бы они пригласили на день рождения, но не более трех. Три – четыре человека,   набравшие   наибольшее   количество   предложений,   становятся основными «именинниками». Они приглашают всех участников к себе в гости. Все должны решить, кто к кому пойдет на день рождения. Если участник не хочет   идти   ни   к   кому   из   «именинников»,   то   это   его   право.   Создаются микрогруппы.   После   небольшого   совещания   некоторые   группы   могут объединиться. Таким образом, можно выявить эмоциональных лидеров и дать детям   возможность   четко   определить   различие   между   эмоциональным   и деловым лидером. Игру можно использовать для разбивки на команды.  «Десяточка» Участники   игры   образуют   круг   так,   чтобы   соседи   соприкасались плечами. Задача игры – сосчитать до десяти всей командой (но не хором). Устанавливаемые ограничения – нельзя разговаривать, цифры произносятся по   порядку,   один   человек   не   может   называть   две   цифры   подряд,   нельзя договариваться   о   каком­либо   определенном   алгоритме   (проводящий   игру может   в   любой   момент   запретить   любой   алгоритм,   даже   если   участники дошли   до   него,   не   договариваясь).   Если   нарушаются   правила   или   цифры называют одновременно несколько человек, счет начинается заново. Во время выполнения   задания,   участники   смотрят   на   носки   своих  ботинок  (дабы избежать   перемигиваний,   переглядываний   и   т.д.).   Если   счет   до   десяти перестает   представлять   трудность   для   команды   –   можно   предложить участникам считать просто до первой ошибки. «Игра в тени» На   стене   укрепляют  простыню,   перед   которой   садится   один   из играющих. На другом конце комнаты ставят лампу. Все играющие поочередно проходят мимо простыни так, чтобы ведущий узнал его по тени. Проходящие могут по возможности изменять тень (поднимать плечи, горбиться, изменять прическу и т.п.) тот, кого ведущий узнает по тени, становится водящим.  «Изображение из веток» (камней) Весь отряд должен за ограниченное время (1­ 2 минуты) выложить на полу из веток изображение, например, слона. Задание необходимо выполнять в полной тишине.  «Атомы – молекулы» Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в   цепочку   нескольких   игроков   в   игре   называется   молекулой.   Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает   изменять   количество   атомов   в   молекулах.   Игру   можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.  «Капитан» Все   выстраиваются   на  стульях.   Выбирается   «капитан».   Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т.д. При   этом   сходить   со   стульев   нельзя,   а   говорить   имеет   право   только «капитан». Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит. «Отгадать фигуру» 10 человек делают фигуру (заворачиваются в спираль и др.). Другие 10 человек с закрытыми глазами «ощупывают» фигуру определенное время. А затем с открытыми глазами пытаются сделать подобную фигуру.  «Фиксация» Все   играющие   встают   в   круг.   Каждый   участник   выбирает   любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Вожатый объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую­либо заранее придуманную   фигуру   в   паре   с   этим   человеком.   Вожатый   громко   вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных   лидеров,   группировки,   которые   есть   в   отряде,   определить уровень сплоченности в отряде. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.  «Башни»  Цель: в упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.  Необходимые материалы: детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников (одну и ту же инструкцию можно использовать для более чем одной карточки).  Инструкции, которые следует написать на карточках:  Башня должна иметь высоту в 10 уровней. Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту. Башня должна быть не больше 15 уровней. В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики». Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков». Каждый уровень должен быть единым по цвету. Шестой уровень башни должен быть желтым. Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.  Время 30 минут. Размер группы 12­30 человек.  Описание Участники делятся на группы по 5­8 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора. Тренер объясняет участникам,   что   каждая   команда   должна   построить   башню,   но   во   время работы   нельзя   разговаривать.   Каждый   участник   получает   дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.  Обсуждение  Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались? Насколько   быстро   участники   команды   поняли,   что   для   эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого? Как   в   реальной   деятельности   команды   возможно   интегрировать интересы каждого?  Тренинг «Сплочение» Цель:   сплочение   коллектива   и   построение   эффективного   командного взаимодействия. Задачи:  Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;  Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;  Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;  Осознание себя командой. Возраст: студенты нового набора 1 или 3 курс. Состав участников: 15­20 человек. Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут; Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно   приходится   прибегать   к   помощь   другого   человека.   В   сплоченном коллективе   взаимопомощь   –   это   залог   успеха,   без   поддержки   будут достигнуть   только   маленькая   цель,   которую   поставил   каждый,   но   цель коллектива останется на нулевом уровне. Почему   важна   сплоченность:   возможность   окунуться...,   возможность увидеть...,   возможность   услышать...,   возможность   ощутить...,   возможность испытать...,   возможность   стать...,   стать   одним   коллективом,   который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки. Структура тренинга: 1. Орг. момент – 4 минуты 2. Вступление – 5 минут 3. Цель задачи – 3 минут 4. Разминка – 5 минут 5. Основная часть – 2 часа 20 минут (140 минут) 6. Рефлексия – 20 минут 7. Орг. конец – 3 минуты Ход тренингового занятия: 1. Разминка Упражнение «Пожалуйста» – 5 минут 2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» – 5 минут 3. Игра «Атомы и молекулы» – 4 минут 4. Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут 5. Упражнение «Печатная машинка» – 15 минут 6. Упражнение «Путанка» – 10 минут 7. Упражнение «Поезд» – 20 минут 8. Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут 9. Игра «Машина с характером» – 20минут 10.Упражнение «Опустить предмет» – 15 минут 11.Упражнение «А я еду...» – 8 минут 12.Упражнение «Переправа» – 20 минут 13.Упражнение­игра «Тик­так» – 7 минут Структура: студенты рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать начинается тренинг. – Здравствуйте. Мы студенты 5 курса и сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Разминка Упражнение «Пожалуйста» Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения. Ход упражнения: Вариант   1.   Все   участники   игры   вместе   с   ведущим   становятся   в   круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные,   шуточные),   а   играющие   должны   их   повторять   лишь   в   том случае,   если   он   к   показу   добавит   слово   «пожалуйста».   Кто   ошибется, выбывает из игры. Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое­нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться). Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам. Ход   упражнения:   Участники   выстраиваются   в   два   круга   –   внутренний   и внешний,   лицом   друг   к   другу.   Количество   участников   в   обоих   кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу,   которая   начинается   со   слов:   «Мы   с   тобой   похожи   тем,   что...». Например:   что   живем   на   планете   Земля,   учимся   в   одном   классе   и   т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. Обсуждение:  Какие эмоции испытывали во время упражнения?  Что нового узнали о других?  Что интересное узнали? Игра «Атомы и молекулы» Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны   соединяться   и   образовывать   молекулы,   которые   представляют собой   достаточно   устойчивые   соединения.   Далее   следуют   слова   ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов   в   которых   я  также   назову.  Когда   будете   готовы,  откройте   глаза». Участники   начинают   свободное   перемещение   в   пространстве   и,   услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным   соединением,   молекулы   вновь   распадаются   на   отдельные   атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы. *  На   первом   занятии   следует   избегать   конфликтных   ситуаций,   когда   при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа. Упражнение «Постройтесь по росту!» Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их. Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить,   сложно   ли   было   выполнить   это   задание   (как   себя   чувствовали участники) или нет. Примечание:   Игра   имеет   несколько   вариантов.   Можно   дать   задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д. Обсуждение:  Удалось ли группе это сделать?  Что помогало? Поддержавало?  Какие эмоции испытывали во время упражнения? Упражнение «Печатная машинка» Цель: Выработка навыков сплоченных действий. Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы ­ ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. Обсуждение:  Что помогало справиться?  Что поддерживало?  Трудно ли было? Упражнение «Путанка» Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников. Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда   запутались   все,   и   получилась   одна   большая   «путанка»,   можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет   головой?   А   кто   хвостом?»,   –   спрашивает   ведущий).   Когда   зверь сориентировался,   где   его   право,   а   где   его   лево,   он   должен   научиться двигаться   во   все   стороны,   в   том   числе   и   назад.   А   потом,   зверь   должен пробежаться, и может быть даже кого­то, попавшегося по пути, «съесть» Обсуждение:   какие   ощущения   и   эмоции   испытывали   при   выполнении задания? Упражнение «Поезд» Цель:   Сплочение,   повышение   взаимного   доверия   участников,   тренировка уверенности   поведения   при   необходимости   действовать   в   условиях недостатка информации, положившись на партнеров. Ход упражнения: 6­8  участников изображают «поезд»,  встав в колонну и положив   руки   на   плечи   стоящим   впереди.   Все,   кроме   первого,   закрывают глаза.   Этому   «поезду»   нужно   проехать   через   препятствия,   которые изображают   другие   участники.   При   малом   количестве   играющих   часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути   обязательно   объехав   по   кругу   3­4   препятствия   (ведущий   указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно­близкое   расстояние   могут   издавать   предостерегающие   звуки   – например, начинать шипеть. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда». Обсуждение:  Кому   кем   больше   понравилось   быть   «локомотивом»,   «вагонами», препятствиями; с чем это связано?  Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?  Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру? Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто­то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:  Что с вами происходило?  Если не получилось, то почему?  Какую стратегию вы выбрали? Игра «Машина с характером» Цель: сплочение группы. Ход упражнения: Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные   и   разнообразные   движения   и   возгласы   игроков.   Во   время   игры нельзя   разговаривать.   Попросите   одного   добровольца   (игрок   1)   выйти   на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие­нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной.   Каждый   может   выбрать   себе   место,   где   он   мог   бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы. Когда   задействованы   все   игроки.   Вы   можете   позволить   фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы   скорость   работы   несколько   увеличилась,   затем   слегка   замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться. Обсуждение игры:  В какой момент вы стали деталью машины? Почему?  Как вы придумали свои действия?  Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?  Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом? Варианты: Участники,   разбившись   по   четверо   или   пятеро,   могут   изображать   реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.   Игроки   могут   построить   машину,   аллегорически   изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д. Упражнение «Опустить предмет» Цель:   Тренировка   умения   действовать   решительно   и,   в   то   же   время, координировать собственную активность с действиями других людей. Ход   упражнения:   6­10   участникам   дают   гимнастический   обруч   и   просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м). Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей­то  палец   теряет  контакт  с предметом  или  он  падает, игра  начинается заново. Обсуждение:  Что испытывали при выполнении задания?  Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?  Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия? Упражнение «А я еду...» Цель: разрядка участников, расслабление. Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого   участника).   Названный   человек   пересаживается   рядом.   Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее. Упражнение «Переправа» Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка   уверенного   поведения   в   ситуации   вынужденного   физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии. Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20­25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый   участник   поочередно   переправляется   с   одного   конца   шеренги   на другой.   Ни   ему,   ни   тем,   кто   стоит   в   шеренге,   нельзя   касаться   ничего   за пределами той полосы, на которой стоят участники. Обсуждение:  Какие   психологические   качества   у   вас   проявились   при   выполнении этого упражнения?  Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискамфорт это упражнение? Упражнение­игра «Тик­так» Цель:   Игра   веселая   и   легкая,   помогает   снять   напряжение   предыдущего упражнения. Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи   звука.   Любой   участник   игры   имеет   право   изменить   направление передачи. Рефлексия:  Какие   психологические   качества   у   вас   проявились   при   участия   в тренинге?  Какие чувства испытывали?  Что нового узнали о себе, о группе?  Как будете использовать эти знания?  Чему научились?  Как это пригодиться в будущем?  Что было важным?  Над чем вы задумались?  Что происходило с вами?  Что нужно развивать на будущее? Орг. конец: Спасибо   вам   большое,   что   пришли   на   наш   тренинг,   надеемся,   что   он   не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что­то вам пригодится и, что над   чем­то   вы   задумались,   и   будете   работать   в   этом   направлении.   До свидания.

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие

Игры на сплочение и взаимодействие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018