Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку.
Игры с движениями и тактильными ощущениями
Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными,
поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и
дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может
произойти поразному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг
во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем
протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно
предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами «Больно,
болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не
пропустите этот важный шаг
ребенка в вашу сторону.
Если это произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр:
Тормошение, возня
Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой
игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься,
щекотаться и т. п.
Догонюдогоню, поймаюпоймаю
Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему
вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант
очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и
произвольности действий.
Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой,
отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка!
Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку
ногой.
Змейка
Самолетики
на
–
пол
Покружите ребенка в воздухе – «Полетели, полетели!», затем опустите на диван
или
«Приземлились…»
Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребенок сможет выплеснуть
накопившиеся у него эмоции; это придает подобным играм терапевтический
эффект (см. с. 79). А от взрослого потребуется больше эмоциональности. Однако
есть опасность, что взрослый превратится для ребенка лишь в средство
достижения необходимого ему ощущения (например, когда ребенка кружат).
Чтобы этого избежать, старайтесь не допускать стереотипности таких игр,
разнообразить их. Например, перед тем, как покружить ребенка, предложите:
«А сегодня возьмем с собой в полет мишку».