Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста
Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
13.05.2018
Современны родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых освоена эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для каждого ребенка, так и для взрослого.
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста.docx
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста
"Сказка наизнанку".
Это один из вариантов игры в " перевирании" сказок. Он состоит в умышленном и более
органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.
Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.
Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала
сообщницей их бандитских набегов:
Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у
смирных сводных сестер жениха:
Как играть:
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По
одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить
колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из
игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие
(или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
Тук, тук, кто в теремочке живет?
Я, Гитара. А ты кто?
А я удочка. Пусти меня в теремок?
Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и
гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна веревочка.
После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в
игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И
так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чемто
похожи на гитару.
Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара
хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.
"Хорошоплохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и
отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление,
у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
В: Съесть конфету хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "чтото хорошо почему?", "чтото плохо
почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
В: Человек изобрел огонь. Огоньэто хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
В: Листопад это хорошо?
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после
дождя.
" Чем был чем стал"
Правила игры:
1ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют
объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие
материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине
стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
В: Что хорошего в стеклянном столе?
Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
В: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
В: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах
тоже есть стекло.
В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?
Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У БабыЯги злое сердце, оно у нее
из острых осколков.
В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
В: Телевизор.
Д: Он сделан из разных материалов. Корпус из дерева или пластмассы, экран стеклянный,
а внутри телевизора много железных деталей.
Игра "Черноебелое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют
положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг
узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”,
"Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
Игра "ДаНетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это
растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?),
воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это
могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Игра "МашаРастеряша"
Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем
ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые
все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам
Растеряшам.
Ход игры: 1й вариант: ведущий сам берет на себя роль МашиРастеряши и обращается к
остальным:
Ой!
Что с тобой?
Я потеряла (называет какойто предмет, например, нож). Чем я теперь буду
(называет функцию потерянного предмета,
хлеб отрезать)?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором,
леской, линейкой; можно рукой отломать. МашаРастеряша может предоставить за
хороший
вознаграждение.
2й вариант: то же, что в 1м варианте, но роль МашиРастеряши предоставляется по
очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они
загадали потерянный предмет. Затем он назначает МашейРастеряшей одного из детей.
Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного
ответа становится МашейРастеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику
игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро
надоедает ждать своей очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши
Растеряши отвечают все желающие, после чего роль МашиРастеряши переходит к
следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно
объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут
дополнить. Тогда МашаРастеряша может оценить ответы и выбрать лучший.
например,
небольшое
совет
А кто дал лучший ответ становится сам МашейРастеряшей ведь известно, что
"растеряшесть" заразительна...
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.