Игры со словами.

Игры со словами.

Медиа
Игры
doc
Чтение
1 кл—2 кл
11.03.2017
Иногда ребенок при чтении слова не понимает его смысла. Это связано с тем, что читать и понимать – две разные задачи. И некоторым детям сложно одновременно выполнять эти две задачи. Поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для детей.
Игры со словами.doc
Игры со словами Иногда ребенок   при чтении слова не понимает его смысла. Это связано с тем, что читать и понимать – две разные задачи. И некоторым детям сложно одновременно выполнять эти   две   задачи.   Поэтому   после   освоения   ребенком   достаточного   для   составления   слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для детей. Лесенка ра но ра ма ло си ла па Буква потерялась Ребенку   предлагается   вставить   пропущенную   букву   в   слово   (лучше   использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть). В данной игре желательно использовать картинки. Например, выполняя данное задание со словом «КИТ», ребенок может рассуждать так: «Поставлю А, получается КАТ, нет, такое слово не подходит к картинке, поставлю У, получается КУТ, тоже не подходит, поставлю О, получается КОТ, тоже не подходит! КИТ! КИ­И­ИТ! Здесь должна быть буква И!» Таким образом в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смыслоразличительное значение букв, развивает фонематический слух и самоконтроль. Составь слово из слогов
В   этой   игре   картинки   не   потребуются.   Разрежьте   двусложное   слово   на   слоги, например:   РУ,  КА.  Предложите   ребенку   собрать   слово   из   слогов,   последовательность   он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание. В дальнейшей работе можно перейти к игре с трехсложными словами, например: МО­ ЛО­КО (у ребенка могут получиться варианты: КОЛОМО, КОМОЛО, ЛОКОМО, ЛОМОКО, МОКОЛО),   или   ДО­РО­ГИ   (могут   получиться   "слова":   ГИРОДО,   ГИДОРО,   РОГИДО, РОДОГИ, ДОГИРО). Другой вариант игры: нужно соединить слоги, подобрав половинки фигурок; провести линии и прочитать получившиеся слова: Еще   один   вариант   данной   игры   –   пазлы   со   слогами.   Мультимедийные   пазлы опубликованы на моем блоге в посте «Пазлы». Словарное лото Самая распространенная игра со словами, которая часто продается в готовом виде. В режиме лото взрослый показывает ребенку картинки, ребенок забирает их себе, если на его карточке есть соответствующее слово.                            Картинка + слово Игра   встречается   в   рабочих   тетрадях   по   обучению   чтению,   в   азбуке.   Задание предполагает прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой.
Однако   в   таких   играх   последнее   слово   читать   не   надо,   ответ   ­   единственный оставшийся вариант. Значит, в приведенном выше варианте задания ребенок прочитал не три, а всего лишь два слова. Поэтому чтобы игра стала более насыщенной, должен быть лишний вариант ответа. Например, так: Закончи слово Для  этой  игры  потребуются  любые  картинки   (от  лото,   из   журналов,  открытки).   К картинкам   присоединяются   (приклеивается,   на   скрепку)   начала   слов,   обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание. Не забудьте о лишнем варианте окончания! Другой   вариант   задания:   подобрать   к   первому   слогу   подходящий   второй   из   двух предложенных   вариантов.   Например:   соедини   правильно   слоги,   отгадай   имена   детей.
Прочитай слово по его половинке Упражнения,   аналогичные   узнаванию   букв   и   чтению   слогов   по   их   половинкам, способствуют профилактике  различных ошибок при письме. Ребенок читает  слово по его верхней   или   нижней   половине,   затем   находит   вторую   половину,   соединяет   и   проверяет правильность выполнения задания. Чтобы   упражнение   было   более   интенсивным,   не   забывайте   о   лишних   ответах (добавляйте одну непарную половину слова). Если   ребенку   трудно   читать   целое   слово   по   его   половине,   то   для   начала   можно предлагать вариант слов со "стертыми" ("недописанными") буквами. Изографы Изограф   –   это   картинка,   выполненная   всеми   буквами   слова,   эту   картинку обозначающего. Расположение букв напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. При отгадывании  изографа ребенок ориентируется на изображение, затем проверяет соответствие набора букв предполагаемой отгадке. Пирамидка Детям бывает сложно прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите слоги в виде пирамидки: последний слог на первой строчке, далее предпоследний слог и т.д. Ребенок вначале читает верхний слог, другие слоги прикрыты. После этого вы открываете вторую строчку и ребенок читает слоги на ней и т.д. Пока ребенок не прочитает все слово. СИТ СО­СИТ ЛЕ­СО­СИТ ПЫ­ЛЕ­СО­СИТ
ПЫЛЕСОСИТ Такой способ чтения исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните: если читать   слово,   прибавляя   по   одному   слогу,   начиная   с   начала,   ребенок,   скорее   всего,   не дочитает   слово   до   конца,   а   догадается   об   окончании   слова   (ПЫ,   ПЫ­ЛЕ,   ПЫЛЕ­СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?). Прочитайте с конца Вначале просим ребенка прочитать набор букв АКШУБАБ. Спрашиваем: «Будет ли считаться   словом   данный   набор?   А   если   прочитать   наоборот?».   Читаем   наоборот: БАБУШКА. Лесенка га газ град город глобус граница Превращение слов – волшебная цепочка 1. Измените одну букву: дом – том – ком – лом – сом; дом – дол – дог – Дон; дом – дым. 2. Как можно превратить дым в пар? /Дым – дам – дар – пар./ Подбери слово Все упражнения такого типа основаны на подборе логически связанных пар/групп слов. Для установления логических связей между словами необходимым условием является полное осмысление прочитанных слов. Упражнение может быть наполнено различным содержанием, общей является форма организации: взрослый заранее продумывает и пишет на отдельных карточках  слова,  затем  предлагает  ребенку   прочитать  и   разделить   слова   на  группы/пары, например: ­   выбери   посуду   и   мебель   (растения   и   животных,   овощи   и   фрукты,   съедобное   и несъедобное и т. п.); ­ что наливают в кружку, а что в тарелку? (чай, борщ, щи, молоко, кофе, солянка, какао, сок...); ­ подбери к каждому слову из первой группы подходящее по смыслу из второй группы (весна – ручей, зима – снег, лето – жара, осень – грибы; клоун – цирк, врач – больница, продавец – магазин, учитель – школа, повар – ресторан и т. п.); ­   подбери   к   каждому   слову   как   можно   больше   подходящих   по   смыслу   (летит   – бабочка, птица, самолет, время; пишет – карандаш, ручка, ученик; скачет – зайчик, кузнечик, девочка; растет – цветок, гриб, ребенок и т. п.); ­ подбери противоположные слова (быстрый – медленный, широкий – узкий, добрый – злой, холодный – горячий, молодой – старый...). Геоборды В   большие   расчерченные   квадраты   впишите   по   горизонтали   и   вертикали   слова, относящиеся   к   какой­либо   общей   теме   (овощи,   фрукты,   дом,   школа,   игрушки,   имена...). Клетки, оставшиеся пустыми, заполните любыми буквами. Ребенку нужно найти и прочитать слова,   которые   вы   "спрятали".   Если   ребенку   сложно   искать   слова   по   теме,   попросите
находить называемые или загадываемые вами слова ("Найди слово РУСАЛОЧКА", "Найди имя героя, который живет  на крыше"). Задание развивает  осмысленность чтения, так как кроме слов­отгадок ребенок может увидеть в таблице и бессмысленные  слова  ­ АМАЛЬ, ЛЯБА, др. ОЛАБ     и                                                             СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ О Д У Р Е Л К И А С Р А А Л Б А М А С Л А Д Е К Б Л А Р Ь Я О Л А Б К Л Ё К А А О Б П А О Л Д А А Щ В Ь Н У Н О Р Л И З А К Т О К Ч О Д К У И Н Ш К О К С О И Л Д Й Ь Ю А Й М Н А О В А А О Ч Т Н К А О Используемые информационные источники: 1.   Занимательное   азбуковедение:   Кн.   для   учителя.   /Сост.   В.В.   Волина.   –   М.: Просвещение, 1991. 2.   Милостивенко   Л.Г.   Методические   рекомендации   по   предупреждению   ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт­Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995. 2. Мамаева В.В. Игры со словами – http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07o.shtml
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)