Интегрированный урок по чтению, изобразительному искусству: Викторина по сказкам в 1-2 классах «Народная сказка мудростью богата»

  • Игры
  • docx
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интересен и необычен мастер – класс по созданию детьми панно «Русская изба». Интерактивные методы и приёмы «Морской бой», «Солнечный зайчик» помогают детям младшего школьного возраста включиться в работу, способствуют установлению контакта между учениками в течение всего учебного процесса, позволяют учителю лучше понять каждого ребёнка, его особенности, опасения, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления индивидуального подхода к обучающимся.
Иконка файла материала Викторина - игра.docx

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 30 городского округа Донецк»

 

 

Интегрированный урок по литературному чтению, изобразительному искусству:

Викторина по сказкам в 1-2  классах

«Народная сказка мудростью богата»

Анисимова Оксана Аполинарьевна,

учитель начальных классов

 

 

 
https://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=7c27d5b4afedc245&mb=imgdb_preview_1189

 

 

 

 

 

 

 


г. Донецк

 

Пояснительная записка

        Викторина – одна из самых распространённых игр в «вопросы и ответы». Она получила своё название от латинского слова «виктория» - «победа». Участие в викторине требует от игрока начитанности, хорошей памяти, умения логически мыслить.

      Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету –игра-викторина, делающая процесс познания более продуктивным. Соревновательный характер активизирует мыслительную деятельность учащихся, показывает качество усвоения учебного материала. Викторину возможно проводить и на других учебных предметах. Актуально проводить не только в урочное время, а и во внеурочное время.

       Предлагаемый интегрированный урок по литературному чтению, изобразительному искусству позволяет детям, играя, познавать окружающий мир, учиться взаимодействовать друг с другом, осознавать себя частью детского коллектива. Предложенные задания отмечаются доступностью, оригинальностью, формируют у детей коммуникативные, интеллектуальные, жизненные компетенции, способствуют обогащению словарного запаса, знакомству с русским литературным наследием, воспитанию любви к чтению и русской культуре.   

       Интересен и необычен мастер – класс по созданию детьми панно  «Русская изба». Интерактивные методы и приёмы «Морской бой», «Солнечный зайчик» помогают детям младшего школьного возраста включиться в работу, способствуют установлению контакта между учениками в течение всего учебного процесса, позволяют учителю лучше понять каждого ребёнка, его особенности, опасения, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления индивидуального подхода к обучающимся.

         Через восприятие сказочного мира учитель предлагает создать необходимые условия, которые  способствуют развитию эмоциональной сферы учащихся, наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения, знакомит с наследием искусства деревянного зодчества Руси.

        Следует отметить, что в процессе игр, заданий творческого характера развиваются самостоятельность в творческом мышлении,  сообразительность и изобретательность. Данные задания развивают не только интерес к изучению нового, но и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти, всех мыслительных процессов.  Таким образом, новый материал усваивается легко и прочно.

 

ТЕМА: «Народная сказка мудростью богата». Игра-викторина.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о сказках;
  • корригировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • учить нетрадиционно мыслить, не бояться выражать свои мысли;
  • познакомить с русским литературным наследием;
  • познакомить с наследием искусства деревянного зодчества Руси;
  • развивать творческие способности детей;
  • увеличивать словарный запас;
  • развивать связную речь, мышление, фантазию, внимание;
  • воспитывать интерес к сказкам, доброту.

Оборудование: чудесный мешочек, телеграммы, разрезные картинки, кроссворды, цветная бумага, клей, ножницы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 1. Упражнение «Солнечный зайчик».

- Сядьте удобно, ребята,  и представьте себя на берегу тёплого моря. Солнечный зайчик заглянул в ваши глазки. Зажмурьте их. Зайчик пробежал по вашему лицу – погладьте его нежно ладошками: на лбу, на щёчках, на подбородке. Правда, приятно? Погладьте легонько, чтобы не спугнуть его: голову, шейку, ручки. Он любит тебя. А ты подружись с ним. Прислушайся к своим чувствам и возвращайся в класс. Спасибо тебе, солнечный зайчик, что ты нас развеселил!

2. Актуализация опорных знаний.

 - Добрый день, дорогие ребята!

    Все вы очень хорошо знаете сказки, среди них есть самые любимые, которые рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, проведем игру - викторину “Народная сказка мудростью богата!”, познакомимся как с авторскими сказками, так и с народными, которые живут по сей день в наших сердцах.

– Сегодня у нас встречаются три команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Каждой команде даётся листок с нарисованной сердцевиной цветка. За правильные ответы выдаются лепестки: красный (2 очка), если команда ответила сама; синий (1 очко), если была некоторая помощь. Лепестки приклеиваются к сердцевине цветка. Команда-победитель определяется по количеству очков.

Сказка по лесу идет —

https://img-fotki.yandex.ru/get/15583/58581001.2ba/0_eb0f8_7c837a87_orig.pngСказку за руку ведет.

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

Итак наше путешествие в мир сказок начинается!

http://2.bp.blogspot.com/-14PbxpJuFwY/UviHmJ2wlUI/AAAAAAAAKw4/Jxe0gy0drIw/s1600/img2011110200042153.jpg3. Разминка (найти народные сказки).


Ну, что, ребята, поиграем.
Я начну, а вы – кончайте,
Только в рифму отвечайте!

1) Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался… (колобок).

2) В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни проплыл
Всех проглотит … (крокодил).

3) Враг людей и враг зверей –
Злой разбойник … (Бармалей).

4) Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор … (Айболит).

5) Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались, это Гена,
Это Гена … (крокодил).

6) Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни-Пух).

7) Он знаком всем малым детям,
Обожают все его.
Но таких на целом свете
Не найдёшь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Он снимается в кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка).


https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=7242fdaddb7b37f9&mb=imgdb_preview_11914. Дополни имя.

Загадывается каждой команде по очереди.

  • Кощей-Бессмертный
  • Василиса-Прекрасная
  • Баба-Яга
  • Змей-Горыныч
  • Сестрица-Алёнушка
  • Мальчик-с-пальчик
  • Иван-царевич
  • Братец-Иванушка
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Курочка-Ряба
  • Елена- Премудрая
  • Жар-птица
  • Ковёр-самолёт
  • Гуси-Лебеди
  • Иванушка-дурачок

5. Узнай сказку по отрывку.

– Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И всё-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру “ Узнай сказку по отрывку “. Слушайте внимательно.

http://kladraz.ru/upload/blogs/4016_42eb4b8e4c878be80581132cd3464a82.jpg1. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки(“Три медведя”)

2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)

3. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок. (“Маша и медведь”)

4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

5. Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! («Гуси – лебеди»)

6. Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. («Бычок – смоляной бочок»)

7.Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот та дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. («Петушок – золотой гребешок»)

8. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей. (“Царевна-лягушка”)

9. Пошёл журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… («Лиса и журавль»)

10. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех! (“Колобок”)

11. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. («Рукавичка»)

12. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. («Морозко»)

http://www.upakovano.ru/pictures/news_imgs/News_S/pictures16/telegramma3-300.jpg6. Телеграммы.

– Ребята, сегодня утром нам в школу доставили пакет. Посмотрим, кому он адресован? (На конверте надпись: “г. Донецк, школа №30. Детям, которые хорошо знают сказки.”) и
– Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
– Ну, что ж, посмотрим, что находится внутри. (Достаю телеграммы.)
– Ребята, оказывается, эти телеграммы пришли от персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.

  • Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)
  • Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев! (Козлёнок)
  • Приезжайте, снесла золотое яичко! (Курочка Ряба)
  • Срочно приезжайте! Помогите! Медведь сломал наш теремок. (Мышка)
  • Срочно приезжайте! Пора тянуть репку. (Дед)
  • Алёнушка! Спаси! Меня несут гуси – лебеди через леса, поля! (Иванушка)

http://img-fotki.yandex.ru/get/16100/16969765.252/0_95974_b5857fbc_M.png7. Заморочки из мешочка.

– Ребята, а вы обратили внимание, что у нас есть чудесный мешочек. Кто знает, что в нём? А вот и записочка рядом, что же в ней написано? (открываю записку) “Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!” Герои сказок.

Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки.

В мешочке: зёрнышки (“Колосок”), мука (“Колобок”), яйцо (“Курочка Ряба”), пирожок (“Маша и медведь”), тарелка, кувшин (“Лисица и журавль»), стрела («Царевна – лягушка»), перо («Гуси- лебеди»), рукавичка, пряжа («Рукавичка»), кольцо («Волшебное кольцо»).

http://images.lesyadraw.ru/2014/09/kak_narisovat_repku_iz_skazki.jpg8. Собери мозаику.

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам следующее задание: вам нужно составить картинку из разрезанных кусочков бумаги и отгадать из какой она сказки.

https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=7fe2bcf3d016b790&mb=imgdb_preview_722Даётся три конверта каждой команде  по одному – дети собирают мозаику.

https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=25cf0b3fb0451783&mb=imgdb_preview_195

1-я сказка – «Репка»,

2-я сказка – «Теремок»,

3-я сказка – «Колосок».

9. Мастер-класс «Русская изба-терем».

        Изба - очень древний вид жилища, сохранившийся до наших времён. Сейчас изба - сельский вид жительства, но еще в 18 веке избы были и городскими жилищами.

       Когда - то древне-русское слово “Истьба”, “Истопка”, то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из брёвен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб.

       Новый дом оставляли на несколько дней или месяцев незаконченным, в стене или крыше оставляли отверстие, чтобы вылетали все беды и напасти.

       Вместе с людьми переселялся домовой – его как в санях везли в лапте. Из прежнего жилища везли в горшке угли – неугасаемый очаг жилища.

       Чтобы поближе познакомиться с особенностями строения избы, давайте обратимся к Русской культуре, к строению избы. В сказках часто описываются терема.

10. Упражнение «Морской бой»» (работа в парах).

Составьте слово, используя шифр (Приложение 1).

11. Кроссворд

– Ну а сейчас, я думаю, вам будет предложено самое трудное задание: вы должны разгадать кроссворд. Итак, кто же из вас будет первый?

http://kladraz.ru/upload/blogs/2016/1/10855_88fa6be2ba6ea163a95f577751656c2c.jpg


По горизонтали:
Певец, которого съела лиса.
По вертикали:
1. Кто помогал тянуть репку?
2. Мама семерых козлят.
3. Рыжая плутовка, прогнавшая зайку из лубяной избушки.
4. Домик, который был раздавлен медведем.
5. Кого позвал тянуть репку дед?
6. Кто напугал семерых козлят?
7. Она снесла золотое яичко.

http://kladraz.ru/blogs/tatjana-anatolevna-shilkina/krosvord-s-voprosami-i-otvetami-ruskie-narodnye-skazki-dlja-detei-ot-6-let.html

http://babiport.ucoz.ru/load/knigi/3-22-9

12. Весёлый наборщик

– Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки.

http://i.otzovik.com/objects/b/100000/97208.png1. С У Г И Е Л Д И Е Б

(Гуси-лебеди.)

2. А Ч Г У Р О Н С Е К

(Снегурочка.)

3. И Т Р Д Е Д М Я В Е

(Три медведя.)

– Ребята, почти все сказки начинаются и заканчиваются очень мудрыми словами. Я вам предлагаю из слогов собрать концовку сказки.

1.Стали себе жить-поживать, да добра наживать.
2. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Получившиеся у команд цветки с лепестками собираются. Жюри подсчитывает очки команд.

Заканчивается наше путешествие по Стране сказок, чудес и волшебства! Но вы сможете продолжить его сами. Откройте книгу сказок — и в путь! Молодцы! Вы все славно потрудились! А кто у нас сегодня был лучшим?

Жюри объявляет победителей игры, награждает победителей.

 

1.jpg
1.jpg
1.jpg
3.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:

1.https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/

2.http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-s-otvetami-dlja-nachalnoi-shkoly-volshebnye-skazki.html

3.http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igra-viktorina-po-skazkam-dlja-nachalnoi-shkoly.html

4. http://www.liveinternet.ru/users/nata-leoni/post363724523/ цветок

5.http://www.lesyadraw.ru/raznye/fruit/kak-narisovat-repku-iz-skazki.html «Репка»

6. http://chstrana.detkin-club.ru/custom_1/134471 «Теремок»

7. http://sp07.ru/ollelukoe/skazrussian/russkzcolosoc.html «Колосок»

8.http://1toner.ru/film/skazka-masha-i-medved-russkaya-narodnaya-multfilm.html русские народные сказки

9.http://lublustihi.ru/?jn=prezentatsii-po-skazkam-russkim-narodnim путешествие по сказкам

10.http://kladraz.ru/blogs/tatjana-anatolevna-shilkina/krosvord-s-voprosami-i-otvetami-ruskie-narodnye-skazki-dlja-detei-ot-6-let.html русские народные сказки

11. http://kira-scrap.ru/dir/raznoe/dengi/491-3 мешочек

12. http://www.pakkograff.ru/news/1183.php телеграмма

13.http://xn----7sbbatgaljrc3bd4bel.xn--p1ai/%D0%BE%D0%BB%D0%B5-%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B9%D0%B5-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE/ Оле  Лукойе

14. http://otzovik.com/review_584446.html книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приём «Морской бой»

 

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

м

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

Х

 

 

 

М

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

Й

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

ж 10         ж 4          е 7         ж 4____г 5_

а 6____в 7        м 8_____д 9_ 

______________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru