Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
И г р ы н а з н а к о м с т в о
Давайте познакомимся!
Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива
является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче
будет работать с ними. Одной из наиболее простых возможностей
познакомиться является игра. Это применимо и в школе, и в детском лагере,
и в студенческой группе, и при поездке на пикник, в поход, при организации
корпоративного тренинга и любом празднике, где есть гости.
«Назовись»
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру
бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё
имя. После броска он опускает руки. После того как мяч обойдёт всех и все
опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает
мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, снова называет своё имя.
Третий раунд этой игры несколько изменён. Все опять стоят в кругу с
вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч, должен назвать своё
имя, инрок, поймавший мяч, проделывает то же самое. И т. д. После проведения
этой игры (на её проведение затрачивается 10–15 минут) вполне реально
запомнить до 20 имён.
«Математика»
Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на
кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Эту
игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы
убедитесь, что это действительно так.
«Верёвочка»
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы
было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в
игре.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая
находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не
открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала
возникает пауза и полное бездействие ребят, затем ктото из участников
предлагает какойто вариант решения: например, рассчитаться и далее строить
треугольник по порядковым номерам (и далее руководит действиями).Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут
лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам
построить квадрат, звезду, шестиугольник.
«Большая семейная фотография»
Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в
середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно
всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать
«фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования.
Первым из семьи выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в
расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они
должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и
понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек»
обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не
исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень
интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью–пассивностью в
выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может
открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий–антипатий в
группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф»
считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и
делают одновременный хлопок в ладоши.
Методики выявления лидеров
Ещё один вариант выявления лидеров состоит из нескольких игр. Для этого
ребята делятся на дветри равные по количеству участников команды. Каждая
команда выбирает себе название. Игротехник предлагает условия: «Сейчас
команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!" Выигравшей
будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание».
Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является
немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое
нибудь одно слово. Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем
членам команды както договориться. Именно эти функции берёт на себя
человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро
встали полкоманды.Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс,
но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее создать экипажи. В
экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!
Обычно функции организатора опять же берёт на себя лидер, но
распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе
роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность
командира на плечи когонибудь другого.
Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно какнибудь
разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два
двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее
распределиться, кто в каком номере будет жить.
Что показывает игра.
После проведения этой игры, вы сможете увидеть наличие и состав
микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо
скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное
количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8
участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте
количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные,
двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольнотаки полную
систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какойнибудь игрой на
сплочение коллектива.
Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное
и интеллектуальное лидерство. При этом не последнее место в коллективе
занимает лидерорганизатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от
личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в
данную смену.