Цель – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения.
«Помоги шмелю»
Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, но больше всего любил цветы. У шмеля был свой любимый цветок, где он любил отдыхать. Уж очень хорошо пахло от этого желтого цветка!
Но однажды, когда шмель, как всегда, отдыхал на своем цветке, на полянку прибежали ребятишки, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Ребята охапками рвали цветы, потом половину из них просто бросили и ушли. Полетел шмель искать свой цветочек и нашел его среди букетов в одном из дворов.
Цель – познакомить детей с основными проблемами охраны
Игры «Земля – Наш дом»
природы и путями их решения.
«Помоги шмелю»
Жилбыл маленький шмель, радовался солнышку, теплу, но
больше всего любил цветы. У шмеля был свой любимый цветок, где
он любил отдыхать. Уж очень хорошо пахло от этого желтого
цветка!
Но однажды, когда шмель, как всегда, отдыхал на своем
цветке, на полянку прибежали ребятишки, стали кричать, бегать,
рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был
сорван. Ребята охапками рвали цветы, потом половину из них
просто бросили и ушли. Полетел шмель искать свой цветочек и
нашел его среди букетов в одном из дворов. Грустно стало шмелю:
его цветок был не похож на себя. Он склонил свою желтую голову и
не было у него уже прежнего запаха, не было на нем капель свежей
росы для шмеля. Цветок просто умирал. Маленький шмель очень
рассердился и решил отомстить людям, ужалить когонибудь. Но
его друзья, другие шмели, посоветовали ему обратиться к людям,
предупредить их, что все цветы могут когдато исчезнуть, если люди
не будут беречь природу. Вот этот шмель и прилетел к нам, ребята!
Мы должны помочь ему. Если вы выполните все задания, появится
целая поляна цветов. (за каждое задание на доске прикрепляется
цветок)
«Наряжайся, елка!»
В лесу родилась елочка,
В лесу должна расти,
Не нужно рубить елочку
И в дом ее нести.
В лесу так елке весело,
Метель поет ей песенки.
Укрыты веточки снежком,
Стоят все елочки рядком.Не мерзнет елочка зимой,
Не просит брать ее домой.
Идите в лес вы к елке сами,
И праздник встретьте там с друзьями.
Не стоит елочку губить,
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи,
И в своем доме наряди!
Лесовичок принес нам в подарок искусственную елочку, мы
ее нарядим. (За правильный ответ на елку вешают игрушку)
«Белкины запасы»
Летом злой охотник прострелил белочке лапку. Все лето
проболела белка, лечила свою ранку соком трав и цветов. И вот уже
осень, впереди зима, скоро завоют метели, ударят морозы. Как быть
белке без запасов? (за правильный ответ на ветку вешаю гриб, орех,
ягоду)
«Грибники»
Встану вместе с солнышком,
К лесу час ходьбы.
Там в траве под листьями
Ждут меня грибы.
(Р. Кучеренко)
Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила
сбора грибов: грибы срезать ножом (вырывать нельзя); старые грибы
не брать; если не знаком гриб, пройти мимо, не сбивай его. Он
может понадобиться другим людям или животным. (На доске
задания и корзинка. За правильный ответ кладу гриб в корзинку.
Дети узнают названия съедобных грибов.)
«Покормите птиц зимой»
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.(На доске кормушка, за правильный ответ сажаю птицу на
кормушку. Дети знакомятся с зимующими птицами и их кормом.)
«Сажаем лесок»
(Дети знакомятся с названиями деревьев) Несколько слов о
пользе леса (чистый воздух, хорошее настроение, грибы, ягоды,
орехи, дрова, бумага).
сегодня к нам пришел Лесовичок, хозяин леса. Плачет он,
говорит, что совсем люди перестали беречь природу: деревья рубят,
гнезда разоряют, грибницы разрушают. Хуже того: приходят в лес
мальчишки, гнут тонкие молоденькие березки и катаются на них,
пока беззащитное деревце не переломится. А мальчишки смеются.
Росло деревце, тянулось к солнцу, к небу, к жизни. И вот тебе!
Обидеть может всякий, защитить не каждый! Просил Лесовичок
пощадить природу, беречь лес, птиц и все остальное. И чтобы
каждый из нас посадил свое дерево. Мы посадим с вами лес пока
игрушечный, но обязательно посадим и настоящий. (За каждое
задание на доске прикрепляю сосну, дуб, ель и т.д.)
«На лесной поляне»
(Заочное путешествие. Игра на весь урок)
Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На
чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению
лесной жизни? (Пешком) В пути мы сделаем много остановок и
познакомимся с жителями лесной поляны. (На доске – картинка)
Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов
смотрится наша поляна. Пестрят лиловые корзинки, голубые
колокольчики, белоснежные ромашки, шалфей. Душистые и яркие
цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы и
сделаем остановку.
(1. Минутка чистописания.)
(2. Словарная работа.) Пойдем дальше. А вот и первый житель полянки. Это
муравей, а вот и муравейник, где он живет со своими друзьями.
(Несколько слов о пользе муравейника).
(Работа над развитием речи. Составить предложения о
муравье. Запись с комментированием. Найти слова на правило.)
Отправляемся дальше. Посмотрите, какая красивая бабочка.
Она называется адмирал. У нее темная, бархатная окраска с ярко
красными полосами, белыми и бирюзовыми пятнами. У бабочки
много подруг: махаон, павлиний глаз, крапивницы, капустницы,
лимонницы и другие. Мы снова сделаем остановку. (Работа по
учебнику).
И снова в путь. Смотрите, что там в траве? Это гнездышко, а
вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и
трогать яйца в гнезде. Иначе птичка не вернется, и птенцы погибнут.
На земле гнездятся жаворонки, соловьи, лесные коньки, зарянки,
пеночки. Давайте осторожно отойдем в сторону. (Физминутка.)
(Дополни предложения: Я вышел на лесную поляну и … Пошел
дождь, и …)
«Соберем ягоды»
(игра на полянке)
Если ягодку не знаешь,
Лучше ты ее не рви,
Если ягодку не знаешь,
В рот ее ты не клади.
Ягоды берите аккуратно,
Не топчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди
После вас смогли прийти.
(На доске слова с пропущенными буквами, за ответ кладу
ягодку в корзинку. Запись слов.)
Идем дальше. А вот посмотрите, кто же это? Это мышка.
Гдето здесь ее норка. Это маленькая полевка. Она тоже жительэтой полянки. Питается зернами, семенами, ягодами. Видите,
сколько тайн на одной полянке, здесь – своя жизнь со своими
заботами. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть более
осторожными, внимательными.
С другими жителями мы познакомимся позже, пора
возвращаться. (Повторение правил. Итог урока).