ИКТ и электронные технологии: упрощаем работу учителя
Кузьмина С.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа»
Чебулинского муниципального округа
Одна из задач современного учителя — уметь применять ИКТ и электронные технологии в процессе обучения наиболее уместно и эффективно. Кроме соблюдения закона, это помогает созданию приемлемой и дружелюбной среды, к которой за рамками школы современный ребенок привык — "информация на базе гаджетов".
Использование ИКТ в образовательном процессе повышает мотивацию школьников. Информационное пространство для современных детей и подростков является комфортным и привычным пространством общения, самореализации и обучения.
В период быстрого наращивания информации, средств свободного обмена ею, в преддверии межличностного, межнационального, межгосударственного соревновании умов, информации и технологии – на что, прежде всего, следует обратить внимание в образовании? Очевидно, на то, что обеспечивает наше участие в мировом сообществе, - это полноценное умственное развитие, развитие творческих способностей каждого, отдельно взятого ребенка. Нельзя не согласиться со словами классика отечественной психологической науки Л.С.Выготского: «…именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
С использованием ИКТ изменилась вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестал быть для ученика источником информации. Раньше во время обучения задействовались, как правило, два типа систем познания — визуальная (например, чтение учебника) и аудиальная (слушание учителя). Электронные средства обучения позволяют совместить эти типы воедино. Это повышает уровень усвоения информации и позволяет детям с разными типами восприятия (визуалам и аудиалам) полноценно участвовать в образовательном процессе. Основное очевидное преимущество ИКТ в школе — возможность включить в обучение детей с разными интересами, скоростью обучения и психофизическими данными.
Многие учителя воспринимают требование использовать ИКТ во время учебного процесса как дополнительную нагрузку. Действительно, поначалу освоение компьютерных технологий требует приложения некоторых усилий со стороны учителя. Однако в дальнейшем использование ИКТ поможет значительно сэкономить время и силы, а также сделать образовательный процесс увлекательным и интересным.
Вместо устного объяснения нового материала вы можете использовать красочный и лаконичный видеоролик, который увлечет учеников. В это время можно подготовиться к следующему этапу урока.
В качестве контроля усвоения знаний можно использовать онлайн-тесты. Это освободит вас от проверки тетрадей.
Многие школы испытывают затруднения в реализации экспериментальной науки ввиду недостаточного оснащения лабораторий. Для таких школ будет небесполезно применять онлайн-симуляторы.
Домашние задания на образовательных платформах с автоматической проверкой помогут вам проконтролировать усвоение материала без утомительной проверки тетрадей и обеспечат объективность и прозрачность процесса для детей и родителей.
Подготовка к уроку с использованием ИКТ отнимает отнюдь не больше времени, нежели подготовка привычного урока с раздаточными материалами и проверкой тетрадей. А вот уровень усвоения знаний и настроение учащихся будут значительно выше. Можно сказать, что использование ИКТ являются эффективным дополнительным средством, позволяющим разнообразить инструментарий средств, применяемых учителем во время урока.
Самый простой и приятный способ постигать новые технологии — в сообществе себе подобных. В Интернете есть несколько проектов, в которых учителя обучают друг друга, обмениваются опытом и дают советы.
На сайте «Новатор» много информации об образовательных технологиях, стратегиях и методологиях обучения и преподавания там легко найти педагога "с опытом".
Geek Teachers — в этом сообществе собираются "продвинутые" в ИКТ-педагоги. Они будут рады предложить помощь и поделиться советами. Учителя-гики проводят вебинары и мастер-классы для желающих.
На сайте "Якласс" предварительно можно пройти тестирование по ИКТ-грамотности и бесплатно получить по итогам сертификат "Новатор".
Систематическое использование ИКТ на уроках способствует развитию личности ребенка. Создание на уроке ситуации успеха позволяет активизировать творческие способности, стимулировать их проявление, а также повышает уровень обученности школьника.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно найти необходимую информацию, они чувствуют себя готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Именно учитель должен направить их в нужное русло, сделать это умело и профессионально.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед».
Список литературы:
2. ИКТ и электронные технологии для учителя [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://free.eduregion.ru/sovuch-lecture-4.
3. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы: учеб.пособие. М.: Информатика, 2005. - №6.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.