ИКТ как средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

ИКТ как средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
26.01.2023
ИКТ как средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Роговая Т.М. ИКТ как средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста..docx

ИКТ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9»

г.Воронеж

Музыкальный руководитель Роговая Татьяна Митрофановна

Сегодня современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению эффективных технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве не восполнимо.

Музыкальное воспитание оказывает значительное воздействие на общее развитие ребенка: формируется его эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Поэтому, именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.

Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, а так, же эффективное использование информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим сегодня актуализируется проблема - возможности использования ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.

Средствами ИКТ, применяемыми в практике детского сада могут быть:

персональный компьютер – основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, телевизор, многофункциональное устройство, магнитофон, музыкальный центр, микрофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

Используя готовые электронные продукты, ресурсы сети Интернет, можно значительно пополнить медиатеку музыкального руководителя: фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, музыкально-развивающих компьютерных игр и программ.

Компьютерные презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.

Благоприятный психологический настрой у дошкольников создаётся при сочетании выразительного исполнения песни и анимационного фона на экране. Работая над качеством исполнения песен используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. В практике работы педагогами-специалистами используются разработанные комплекты музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности также используются презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.

Современный компьютер позволяет создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Однако нельзя ограничивать использование ИКТ только в условиях дошкольной образовательной организации. Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

• сайт детского сада;

• сотовая связь;

• газета группы,

• редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;

электронная почта;

• использование личной веб-страницы;

• мультимедийные презентации.

Я считаю, что педагог-музыкант дошкольного образования, применяющий информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми, всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом детского сада. Ведь эти технологии никогда не заменят живое общение с учителем на уроке, посещение концерта, выставки. Не заменят и пение под «живой» аккомпанемент, исполнение хороводов, или игру на детских музыкальных инструментах на уроках музыки.

Итак, использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

Таким образом, современное музыкальное занятие в дошкольной образовательной организации, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. Применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В целом же, использование в работе с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества, доступности и эффективности дошкольного образования.

 

Список литературы

1.Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебник для студ. учреждений проф. образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – Москва: Академия, 2014. – 256 с.

2.Комарова, Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011. – 128 с.

 

 


 

ИКТ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО

ИКТ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка

Для любой формы музыкальной деятельности также используются презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы

Для любой формы музыкальной деятельности также используются презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы

Список литературы 1.Гончарова,

Список литературы 1.Гончарова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023