Информационно-коммуникационные технологии
в системе образования
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2]
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]
С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:
· повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
· применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
· интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
· адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
2. По функциям в организации образовательного процесса:
3. По типу информации:
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные
ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения
образовательного процесса. Преподаватель может применять различные
образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при
объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе
контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися
дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут
применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и
информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и
оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые
задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной,
промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в
интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме
off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями,
работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского
языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и
помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает
заинтересованность студентов в глубоком изучении программного
материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с
информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное
обучение всем видам речевой деятельности:
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Таким образом, использование ИКТ в преподавании
значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает
совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность
в глубоком изучении материала.
Современные
ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития
информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в
систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая
положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений
и навыков.
Результат.
Создание презентаций к уроку, что обеспечивает:
Наглядность и активизация зрительного восприятия
Рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске
Использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке
Удобство внесения изменений в ход урока
Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:
Использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке,
Возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома,
Удобно вносить изменения в задания
Для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.
Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:
Оформлению рефератов, проектов,
Созданию презентаций для выступления по защите своей работы
Созданию программ тестов по различным дисциплинам
Использование Интернет ресурсов
Для учителя:
Размещение материалов о ходе учебной деятельности
Для поиска нужной информации
Знакомство с работой учителей других школ
Получение информации по законодательным вопросам
Для учащихся:
Возможность организации самообразования
Список литературы:
1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.
2. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
3.Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
Интернет ресурсы:
I. http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809
II. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/kommtechno.htm
III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.