использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
«ИКТкомпетентность учителя в условиях введения ФГОС нового поколения»
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с
такими качествами как умение читать и писать.
Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы для
начальной школы:
1) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют
от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями,
владение и информационными и коммуникативными компетентностями. В свете этих
требований в лицее №68 заместителем директора по ИТ ведется большая работа по
обучению педагогов использованию ИКТ в образовательной деятельности.
Обучение учителей проходит как внутри, так и вне учреждения, также используются
дистанционные формы обучения. C 2009 по 2011 учебном году прошли курсы более 65
учителей (98%) c получением свидетельства о дополнительной профессиональной
подготовке по следующим темам: «Использование социальных сервисов web 2.0 в учебном
процессе», «Введение в информационные образовательные технологии 21 века Intel
«Обучение для будущего», «Использование информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе», «Информационные и коммуникационные технологии в
начальной школе», «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательный
процесс» и др. Также оказывалась помощь в виде обучающих семинаров, которые
проводили собственными силами и методическая поддержка учителям, активно
использующим новые информационные технологии в учебном процессе. Активно
используются устные консультационные услуги учителям и администрации по
практическому использованию аппаратных и программных средств.
В течение года ведется административный контроль по использованию ИКТ на уроках по
темам: «Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми»,
«Использование Интернетресурсов», «Использование информационных технологий в
начальных классах», «Интерактивные доски в образовательном процессе».
На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих
программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание
собственных тестов, применяя тестовые оболочки TMaker.
организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие
явления, недоступные для изучения в классах изза отсутствия оборудования,
ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть
достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.обработка результатов эксперимента.
разработка методических программных средств.
использование ресурсов интернет.
коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение,
сетевое методическое объединение.
Внедрение и обучение ИКТ невозможно без материальнотехнической базы. Каждый год
ведется работа по ее улучшению. На данный момент информационнообразовательная
среда Лицея №68 соответствует требованиям ФГОС: всего в лицее 65 компьютеров, из них
три компьютерных класса (33 компьютера), все они подключены к сети Интернет и
объединены в локальную сеть (проводная и беспроводная). Скорость интернета 4 Мбит/с.
Все компьютеры содержат установленное лицензионное ПО (Windows 7, Vista и XP, пакет
MS Office 2003, 2007, 2010). Компьютерные классы используются в учебном процессе для
ведения занятий по информатике и другим предметам, где необходимо использование
ИКТ. В связи с требованиями ФГОС, которые вводятся с 1 сентября 2011 для начальной
школы мы планируем приобретение индивидуальных нетбуков Aquarius для обучающихся
для работы как в школе, так и в домашних условиях и открытие 4го компьютерного
класса на 25 рабочих мест.
В Лицее имеется 7 интерактивных досок, мультимедийное оборудование (проектор и
компьютер) в кабинете физики, географии, иностранного языка, математики, русского
языка, биологии, химии и истории.
Для обеспечения нормальной работы администрации и преподавателей Лицей оснащен
современными компьютерами и всем необходимым периферийным оборудованием
(сканеры, принтеры, колонки, ксероксы и др.), что обеспечивает возможность
осуществлять работу в электронной (цифровой) форме, согласно ФГОС.
В Лицее отработана система автоматизированного приема и рассылки писем, другой
корреспонденции.
Наличие в Лицее мультимедиа проектора, webкамеры позволяет организовывать и
проводить мероприятия в online режиме (педагогические советы, совещания,
видеоконференции между школами, вебсеминары с Москвой, форумы и др.).
Введение стандартов нового поколения – это сложная и ответственная работа, и
безусловно очень интересная. Именно они помогут достичь нового качества в образовании.