Имена существительные общего рода
Оценка 4.9

Имена существительные общего рода

Оценка 4.9
docx
30.06.2020
Имена существительные общего рода
Имена существительные общего рода.docx

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:

«Имена существительные общего рода»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием “общий род” у существительных; 

сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, в тексте, начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания;

развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление, внимание, память, логическое мышление, способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения, воспитание навыков самостоятельной деятельности, любви к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.             

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний. 

Фронтальный опрос.

- Давайте вспомним, что такое род? (грамматическое значение)

- Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?     (знаменательные)

- Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

- Сколько родов в русском языке? (называют)

На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке.

1. Забияка не торопился домой.

            - Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)

4. Этап изучения нового материала

Работа с учебником.

- Прочитайте слова, объясните значение слов по толковому словарю. Подумайте, лица мужского или женского пола можно характеризовать этими словами. Он или она? Мой или моя? Неясно.  Учащиеся отвечают на вопросы.

Вывод: Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.  

Работа с текстом. 
Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола. 
Текст 
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой. 
- Здравствуй, Наташа. Мама дома? 
- Нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостью. Её рука на щеколде задвижки. 
- Жаль. До свидания. 
- Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.

   Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Например, врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др.

Вывод: Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину. 

Умница, забияка, белоручка – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Такие существительные называются существительными  ОБЩЕГО рода.

  - Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)

       умница – внук (мужской  род)

       забияка– торопился (а не торопилась), (мужской род)

       белоручка – Маша (женский род)

Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. (обращаются к слайду) существительными врач, инженертокарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.

К существительным общего рода могут быть отнесены неизменяемые фамилии (Макаренко, Малых, Дефье, Мишон, Гюго и т.п.) и разговорные формы некоторых имен собственных (Саша, Валя, Женя).         

6. Этап закрепления и применения изученного.

Работа по учебнику

7. Этап подведения итога урока.

- Ребята, почему в русском языке появились слова общего рода?»

Вывод: качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.

8. Домашнее задание

Докончить упражнение


 

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имена существительные общего рода»

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имена существительные общего рода»

Умница, забияка, белоручка – слова общего рода

Умница, забияка, белоручка – слова общего рода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2020