Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:
«Имена существительные общего рода»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием “общий род” у существительных;
сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, в тексте, начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;
развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания;
развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление, внимание, память, логическое мышление, способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения, воспитание навыков самостоятельной деятельности, любви к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Давайте вспомним, что такое род? (грамматическое значение)
- Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода? (знаменательные)
- Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)
- Сколько родов в русском языке? (называют)
На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке.
1. Забияка не торопился домой.
- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
4. Этап изучения нового материала
Работа с учебником.
- Прочитайте слова, объясните значение слов по толковому словарю. Подумайте, лица мужского или женского пола можно характеризовать этими словами. Он или она? Мой или моя? Неясно. Учащиеся отвечают на вопросы.
Вывод: Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Работа с текстом.
Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль.
Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и
женского пола.
Текст
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария
Петровна. Она врач, работает вместе с мамой.
- Здравствуй, Наташа. Мама дома?
- Нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостью. Её рука на щеколде
задвижки.
- Жаль. До свидания.
- Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными
словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным
образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и
официально-делового стилей речи.
Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Например, врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др.
Вывод: Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину.
Умница, забияка, белоручка – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Такие существительные называются существительными ОБЩЕГО рода.
- Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)
умница – внук (мужской род)
забияка– торопился (а не торопилась), (мужской род)
белоручка – Маша (женский род)
Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. (обращаются к слайду) существительными врач, инженер, токарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.
К существительным общего рода могут быть отнесены неизменяемые фамилии (Макаренко, Малых, Дефье, Мишон, Гюго и т.п.) и разговорные формы некоторых имен собственных (Саша, Валя, Женя).
6. Этап закрепления и применения изученного.
Работа по учебнику
7. Этап подведения итога урока.
- Ребята, почему в русском языке появились слова общего рода?»
Вывод: качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.
8. Домашнее задание
Докончить упражнение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.