Имитационная игра – Увольте меня с работы
Цель: отработка применения имитационной технологии с элементами ролевой игры
(научиться кратко и ясно доносить свои мысли до собеседника, таким образом, чтобы она была понята собеседником именно так, как вы задумали и никак иначе)
1. Углубление представлений о коммуникации как о сфере деятельности
2. Тренировка ассоциативного мышления, креативности, умения структурировать знания
3. Принятие решения в нестандартной ситуации при нехватке информации
4. Тренировка умений внятно и кратко излагать свои мысли и доносить их до собеседника
Группы: по 5-7 человек
Ресурсы: дополнительный материал
определение для экспертов – демократия, авторитаризм, тоталитаризм, либерализм, управление организацией, характеристики увольняемого сотрудника (работника), согласно профессии конкретной группы
Время
1:20 – 1:30
погружение
Давайте представим себе аргументы, за что вообще можно уволить с работы
(на доске, уволить за -)
Инструкции - задание: Или каждый в течение минуты пишет причины в полной тишине, потом считаем количество, у кого больше причин, тот у доски читает, все остальные ставят минусы у повторяющихся причин, затем читает следующий, у кого больше, и так, пока все повторяющиеся причины не закончатся, потом считаем оставшиеся причины и побеждает тот, у кого больше неповторяющихся причин, по баллу за слово
цель: - погружение в игру
Ход игры
Вступительное слово ведущего
Во вступительном слове сообщить всем играющим о том, что они будут увольнять сотрудника – зачитать характеристики (выдаются каждой играющей команде)
- выбрать 4 капитанов, которые вытягивают себе задание уволить – я – демократ, я – либерал, я – авторитар, я – тоталитарист
- выбрать себе команду из остальных участников игры, расставить столы для команды и сесть туда со своей командой и своим заданием
основная часть:
задание (инструкции):
1 этап (20 минут) – дать командам задание согласно данному заданию, написать не менее 10 причин, согласно которым, предложенный сотрудник должен быть уволен
1 команда – демократ,
2 команда – либерал,
3 команда – авторитар,
4 команда – тоталитарист
Каждая команда:
- обсуждает, записывает от 10 причин, за что сотрудник должен быть уволен
2 этап (10-15 минут) – капитан команды озвучивает от 10 причин, за что сотрудник должен быть уволен
выгружение:
рефлексия
Анализ результатов.
Совместное обсуждение, рефлексия, что я понял, что понравилось, что - нет и
т.д.
Дополнительный раздаточный материал
Демократия - В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное[44]. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе. Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопрос о равенстве и эффективном участии в процессе принятия политических решений занимает в демократии центральное место. Демократизация требует наличия устойчивого государства как единственного источника легитимного применения силы[45]. В области сравнительной политологии существуют проекты, которые стремятся измерить уровень демократии в мире: «Freedom House», «Cross-National Time-Series Data Archive», «Polity IV», индекс демократии журнала «The Economist», «Democracy Barometer». Демократия была предметом анализа с точки зрения её воздействия на другие ценности и как самостоятельная ценность. Распространённые аргументы в пользу демократии[3][12][47]:
Некоторые из перечисленных доводов являются недостатками демократии с точки зрения её противников. Также широко обсуждался ряд аргументов против демократии[3][50]:
иберализм предложил следующее[8]:
Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии неукоснительного соблюдения прав меньшинств и отдельных граждан. Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Всё это не противоречит идеям либерализма[источник не указан 1341 день].
Согласно либерализму, государственная власть существует только для работы во благо граждан, и политическое руководство государством может осуществляться только на основе общественного консенсуса. В настоящее время наиболее соответствующей либеральным принципам политической системой является либеральная демократия. Слово «либеральный» происходит от лат. liber («свободный»)[9]. Тит Ливий в «Истории Рима от основания города» описывает борьбу за свободу между классами плебеев и патрициев. Марк Аврелий в своих «Рассуждениях» пишет про представление «о государстве, с законом, равным для всех, где признаются равенство и равное право на речь; также о единодержавии, которое всего более почитает свободу подданных». В эпоху итальянского Возрождения эта борьба возобновилась между сторонниками вольных городов-государств и Папским престолом. Никколо Макиавелли в своих «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» изложил принципы республиканского правления. Джон Локк в Англии и мыслители французского Просвещения сформулировали борьбу за свободу в терминах прав человека. В русский язык слово «либерализм» пришло в конце XVIII века из французского (фр. libéralisme) и означало «вольнодумство». Негативный оттенок до сих пор сохранился в значении «излишняя терпимость, вредная снисходительность, попустительство» («Новый словарь русского языка» под ред. Т. Ф. Ефремова). В английском языке слово liberalism также изначально имело негативный оттенок, но утратило его.
При использовании в настоящее время выражения «тоталитаризм», как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао Цзэдуна в КНР[9], «красных кхмеров» в Кампучии[10], Хомейни в Иране[9], талибов в Афганистане[11], Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании[12], Ким Ир Сена,Ким Чен Ира и Ким Чен Ына в Северной Корее[10][13], Московское царство[14][15], Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Сапармурата Ниязова[16] в Туркменистане, аль-Сауда в Саудовской Аравии[17] и другие. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше[18]). Вместе с тем, подобное применение понятия «тоталитаризм» продолжает вызывать критику[19]. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов и демократии. Некоторые исследователи считают этот термин клише
Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, — согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке, тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений над таким контролем. В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.), Карл Фридрих и его бывший аспирант Збигнев Бжезинский, — на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, — сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии — другие исследователи также вносили уточнения:
Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности — некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, — по мнению исследователей тоталитарной модели, — являются её наиболее яркими характеристиками[22].
Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со многими политическими, правовыми и общественными традициями[38][39]. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной[40]. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Пропаганда сочеталась с использованием передовых технологий политического сыска, для подавления любого инакомыслия. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима[41]. Концентрация власти выражалась в монополизации процесса принятия окончательных решений во всех сферах деятельности, а также — принципиальном отсутствии ограничений на масштаб этих решений и на масштаб санкций. Всё большее проникновение государства означало всё большее сужение автономного пространства; вплоть до его полной ликвидации. Это приводило, с одной стороны, к атомизации общества, а с другой стороны — к слиянию всех политических сфер, в нём существовавших, в одно единое целое[38]. В отличие от полицейского государства (в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам), — в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы — о её достижении никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться; по ситуации[40].Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР)[32][40]. Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
|
Харизма |
Высокая |
Бывает как низкая, так и высокая |
Роль лидера |
Лидер как функция |
Лидер как индивидуум |
Идеология |
Присутствует |
Может как присутствовать, так и отсутствовать [источник не указан 1686 дней] |
Ограничение плюрализма |
Присутствует |
Отсутствует, хотя возможен запрет оппозиционных политических партий |
Легитимность |
Часто присутствует |
Может как присутствовать, так и отсутствовать |
«Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.»
Авторитарный режим имеет следующие характерные признаки[4]:
Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от тоталитаризма к демократии, равно как от демократии к тоталитаризму Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав. Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма[5].
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.