Конспект коррекционного логопедического занятия в 5 классе "Синтаксическая роль окончаний"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Карточки-задания
  • docx
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект разработан для обучающихся 5 класса (для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью) в форме игры.
Иконка файла материала Конспект занятия Синтаксическая роль окончания, 5 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Брюховская специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат

  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытое коррекционное занятие по логопедии

«Синтаксическая роль окончаний»

 5 класс

(в рамках классно-обобщающего контроля в ОУ)

                                                            

 

                               Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,

                                                    высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.03.2025г.

 

Цель: Закрепить у обучающихся понятие окончание, продолжать учить  изменять слова и выделять окончание.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- продолжать работу над закреплением понятия «окончание» (как части слова) на основе дидактических игр;

- активизировать словарный запас обучающихся по лексической теме «Транспорт»;

- помочь научить определять окончания и падеж существительных;

Коррекционно - развивающие:

- корригировать увеличение объема внимания путем переключения на разные виды деятельности;

-  развивать память, мышление, связную речь (путем формирования полного ответа на вопросы) с опорой на наглядность;

Коррекционно-воспитательные:
- продолжать формировать коммуникативные навыки общения, умения работать в паре;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе при выполнении заданий;

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений.

Формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:  частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный, игровой, беседа.

Форма урока: занятие-игра.

Дидактическое обеспечение: таблички падежей, кружки 3 цветов (красный, желтый, зеленый), игровые карточки с заданиями, загадки о транспорте,  таблички слов названий видов транспорта, корзинки для камешков, разноцветные камешки-фишки.

Вид деятельности обучающихся: познавательный, практический.

 

 

 

I. Организационный момент

А теперь проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка есть и есть тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 

 

- Давайте сегодня поиграем! Готовы? За все правильные ответы вы будете получать камешки-фишки.

 

II. Сообщение цели урока.

– Что у меня в руках?

- Назовите все части слова по порядку, глядя на схему.

- Как называется последняя часть слова?

- Значит с какой частью слова мы сегодня продолжим работать? Что такое окончание? Для чего оно служит?

 

 А  с какой лексической темой будем работать на сегодняшнем занятии,  вы узнаете из шифровки.

- игра «шифровка (по выделенным буквам прочитать слово)

рпнапрвстркпроипиаспавсонарик

удьлопоанторгапренщпугчсмврпа

нрпенаадпыващнкропвапимслниы

кчмвпарждрогнкпренмтпадтьиоаг

(транспорт)

- вывод: сегодня на занятии будем работать с лексической темой «Транспорт».

 

III. Основная часть.

- Ребята, перед вами карточки со словами-названиями разных видов транспорта. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать и поднять правильную карточку с названием (работа со словом).

 

1.Загадки.

1.Дом по улице идёт,

На работу нас везёт. (Автобус)

 

2.Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

3.Этот конь не ест овса.

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

4.Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой. (Самолёт)

5.Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный…

                                     (Вертолет)

6.Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

                  (Трамвай)

7.По асфальту идет дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи,

Он ходить без них не может.

                        (Троллейбус)

8.По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?...

(Пароход)

9.На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный и скорый.

Среди военный кораблей

Известен легкостью своей.

                               (Катер)

 

10.Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили. (Лодка)

 

2. Игра в паре «Один-много» (Образовать существительные множественного числа, выделить окончания) – работа в тетради.

 

Лодка -              Самолёт –             Вертолёт -            Катер –

Пароход -          Троллейбус -        Трамвай -

Велосипед -       Машина –             Автобус -

 

3. Игра в паре «Четвертый лишний». 

Самолёт, машина, поезд, пилот.

Трамвай, автобус, самолёт, троллейбус.

Машинист, пилот, капитан, грузовик.

Корабль, теплоход, автомобиль, яхта.

 

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Продолжим игру, сейчас вы должны показать как:

- плывете на лодке;

- управляете машиной;

- заводите мотоцикл;

- едете на велосипеде.

 

5.Игра «Кто чем управляет?»

Машинист управляет...(поездом)

Водитель управляет...(автомобилем)

Капитан управляет…(кораблем, теплоходом)  

Велосипедист управляет…(велосипедом)

Пилот управляет… (самолетом)

Мотоциклист управляет... (мотоциклом)

 

6. Игра «Допиши окончания» (работа в тетради)

(определи падеж существительных) – проверка в паре.

1.     Ехать на велосипед(…)

2.     Плыть на лодка(…)

3.     Взлететь на вертолет(…)

4.     Подойти к трамва(…)

5.     Выйти из автобус(…)

 

6.     Работа с текстом «Лодка-путешественница»

(прочитать текст, правильно по смыслу вставляя существительные в грамматически правильной падежной форме)

- Почему лодку назвали путешественницей? Назовите последовательно путь лодки.

IV. Рефлексия «Светофор»

(Предлагаю оценить сегодня свою работу на занятии с помощью светофора.)

Picture background 

V. Итог занятия.

- Делаем вывод: с какой частью слова работали? для чего служит окончание в словах?


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также