«Импровизационные танцевальные игры – путь к раскрытию творческого потенциала ребенка».
Хвойнова Ирина Викторовна
1квалификационная категория
Педагог дополнительного образования, хореограф
МАОУ гимназия №2
Каждый педагог по танцам ищет способы к раскрепощению детей, выразительной танцевальности, актерской передачи образа на сцене, чувства сплоченности и дружном коллективе. Одной из форм решения этих задач может стать введения в урок игр на развитие импровизации.
Импровизация (от лат. improvisus – неожиданный, внезапный) – встречающийся в ряде искусств (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе его исполнениях[1].
Занятие-импровизация по хореографии – это подготовленное и продуманное педагогом занятие, на котором дети учатся двигаться спонтанно, создавая движения в момент их исполнения и согласно заданию, предложенному педагогом. Импровизация содержит в себе элемент творчества, который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые вы движенческие реакции [2, С. 150-153]. Умение импровизировать, ведет к решению многих задач в любом творческом коллективе:
1. психологических (раскрепощению, открытости выведению на новый эмоциональный уровень, педагогу дает понять какое тело у ребенка зажатое, либо свободное);
2. обучающих и познавательных(ребенок учится создавать и воспроизводить образ, через мимику и движений, ребенок учится логически думать и свободно фантазировать, развивает художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкально-хореографических игр);
3. воспитательных (дружбе, сплоченности в коллективе, умению слушать и выполнять задания, внимательности, развитию музыкальности).
Наша цель, с помощью импровизационной танцевальной игры достигнуть той нужной атмосферы на уроке, где бы ребенок смог показать свои возможности, раскрыть себя, умел взаимодействовать с партнером и окружающем пространством. Даем задачу - помогаем ее реализовать, направляем, взаимодействуем.
Занятие предназначено для детей второго и более годов обучения, когда дети уже владеют элементарными танцевальными навыками, имеют доверительные отношения с педагогом.
Однако отдельные упражнения могут использоваться и раньше. Оптимальное количество учащихся на занятии от 4-х до 12-ти, в этом случае дети смогут импровизировать по парам и в группе, в то же время педагог сможет уделить внимание каждому. Продолжительность занятия – 30-45 минут (в зависимости от возраста обучающихся).
Технологии:
1. технология творческого сотрудничества участников мастер-класса (ученик помогает ученику);
2. технология эмоционального погружения (различные формы зрительного, слухового, вербального, осязательного воздействия, активизирующие воображение у детей);
3. технология «педагогики успеха» (ориентация на «сильные» стороны учащихся);
4. технология сравнения (объектом сравнения может служить образ, размер, форма, фактура);
5. игровые технологии (позволяют заинтересовать, раскрепостить, раскрыть творческий потенциал).
Этапы мастер-класса:
1. Вступительная часть, приветствие, объяснение значения мастер-класса;
2. Разминка, разогрев, подготовка к импровизационным играм;
3. Игра в образ, взаимодействие с предметом «Волшебный мешочек»;
4. Игра «Фотограф», совместная работа над созданием общей картины, позировки, точки;
5. Итог мастер – класса, цели достижения
Ход проведения мастер- класса:
1. Вступительная часть. ( 2 мин.)
Рада приветствовать всех участников мастер – класса по хореографии! Тема нашего занятия – «Импровизационные танцевальные игры – путь к раскрытию творческого потенциала ребенка». Каждый руководитель детского коллектива на практике сталкивается с одними и теми же задачами. Как организовать урок, чтобы в него включились все дети без исключения, настроился на то, чтобы слушать и повторять, а был заинтересован в результате « горели глаза». Иногда, дети приходят не подготовленные к восприятию информации, причины разные. И тогда, прочувствовав обстановку, руководитель применяет неординарные способы проведения урока, например метод проведения с помощью игры. Поскольку импровизация и танец – понятия совместимые, перекликающиеся, можно провести занятие с «пользой дела». Научить маленьких танцоров импровизации - свободному движению своего тела, передачи музыкального характера с помощью выразительного исполнения того или иного образа, взаимодействовать с партнером, почувствовать пространство.
2. Разминка. (15-20 мин.)Начнем с разогрева наших мышц, с помощью игры. Под музыкальное сопровождения, веселого, подвижного характера.
Изоляция и координация. Танцевать начинает голова. В такт музыки, предлагаем детям произвольно, но подсказывая – направляем. Движения головы вправо – влево, вверх – вниз, круговые, вперед подбородком – назад затылком. Постепенно, к движению головы подключаем плечи, затем руки, корпус, так все части тела подводим к танцевальной разминки. Дети, включаются в игру быстро, постепенно начинают импровизировать, сочиняя движения под музыку. Тем самым, мы помогли включиться в урок, добились позитивного настроя.
3.Игра в образ, взаимодействие с предметом «Волшебный мешочек»(15-20мин.)
Педагог выносит коробочку, в ней лежат обычные пакеты под мусор. Музыкальный характер, меняется с быстрого темпа, на вальсовый. На своем примере демонстрируем, как обычный пакет можно превратить в предмет, как можно с помощью превращения, изменить и свой образ. Вариантов хоть отбавляй! Сложить в бант – перевоплотиться в куклу, надуть – вот воздушный шар, цветок, предмет одежды (шарфик, шапочка, юбочка)…
Музыкальный ритм можно менять в зависимости от образа.
В результате игры дети познают актерское мастерство, перевоплощаясь в тот, или иной образ. Вживаются в него, изобретают пластику, подстраивая под то, или иное произведение.
4. Игра «Фотограф», совместная работа над созданием общей картины, позировки, точки.( 5-10мин.)
Педагог предлагает сделать фото на память. Выбрать позу для «селфи».
Дети в зависимости от конечного образа становятся в картинку группового фото. Фотографий несколько, перестраиваемся, меняем уровни и изобретаем точки, используем разные образы.
В конце урока поклон, каждый выходит из общей картинки, повернувшись к зрителям (застывшей фото - картинки), импровизирует свое танцевальное « до свидания»!
5. Итог мастер – класса, цели достижения
Импровизация, это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки[3]. В ходе урока мы достигли основной цели. раскрыть потенциальные творческие способности ребенка, через создание дружественной творческой атмосферы с помощью импровизационной танцевальной игры.
Литература.
1. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований;
Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы, 1999
2.Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. -М.: Рольф,
2001. – С. 8-12, С. 150-153.
3. Структурная танцевальная импровизация (Отрывки из книги) Джойс
Моргенрот. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://girshon.ru/article/strukturnaya-tantsevalnaya-improvizatsiya-otryvkiiz-knigi-dzhojs-morgenrot/. (Дата обращения 26.01.19).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.