Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
другое
2 кл—4 кл
22.03.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и является частью основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Витинской ОШ (далее ООП НОО МКОУ Витинская ОШ). Курс «Финансовая грамотность» реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся 2-4 классов в форме кружкового объединения. Данный курс направлен на интеллектуальное развитие обучающихся в сфере экономики семьи и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения.
рп кружка финансовая грамотность 2-4 класс.docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области Витинская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

ПРИНЯТО                                                                           СОГЛАСОВАНО

решением методического объединения                               Зам. дир. по УВР         И.С. Орлова

протокол №_ от_______ _________________________ «____ »__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

для начального  общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Смелова Г.С.,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»,  разработана  в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования и является частью основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Витинской ОШ (далее ООП НОО МКОУ Витинская ОШ).

Курс «Финансовая грамотность»  реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся  2-4 классов в форме кружкового объединения. Данный курс направлен на интеллектуальное развитие обучающихся в сфере экономики семьи и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Курс «Финансовая грамотность» в начальном общем образовании изучается с целью:

           развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

          формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

          сформировать представление о правильной работе с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации);

          способствовать формированию коммуникативной культуры;

          формировать интерес к изучению экономики;

          развить умения выделять главное и существенное.

 

       Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

 

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Основы финансовой грамотности», выстроены в соответствии с основными задачами авторской  учебной программы Корлюговой Ю. Н. «Финансовая грамотность» 2–4 классы общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»), материалами для обучающихся «Финансовая грамотность» 2-3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. / С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —112 с., 4 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 128 c., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

      Курс обеспечен методическими рекомендациями для учителя: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя». 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). Методические рекомендации включают описание методов преподавания, формы и системы оценивания, краткое тематическое планирование для начальной школы. Для каждого занятия приведены цель изучения, ключевой вопрос для обсуждения на занятии, ссылка на тот или иной учебный материал, жизненные ситуации, отвечающие теме занятия, план занятия и задания для обучающихся с ответами.

       

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

          осознание себя как члена семьи, общества и государства;

          овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

          развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

¾     самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Познавательные

Обучающийся научится:

-           решать проблемы творческого и поискового характера различными способами;

-           использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-           сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям;

-           оперировать базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Обучающийся получит возможность научиться:

¾     перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные  выводы;

¾     извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

¾     строить рассуждения.

Регулятивные

Обучающийся научится:

-           понимать цель своих действий;

-           составлять простой план с помощью учителя;

-           проявлять познавательную и творческую инициативу;

-           оценивать правильность выполнения действий;

-           воспринимать адекватно предложения товарищей, учителей, родителей.

Обучающийся получит возможность научиться:

¾     высказывать своё предположение (версию) пытаться предлагать способ её проверки на основе работы с материалом;

¾     работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, финансовых играх.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

-           составлять тексты в устной и письменной формах;

-           слушать собеседника и вести диалог;

-           признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-           излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Обучающийся получит возможность научиться:

¾                   договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

¾                   осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

¾                   понимать и правильно использовать экономические термины;

¾                   представлять роль денег в семье и обществе;

¾                   характеризовать виды и функции денег;

¾                   определять источники доходов и направления расходов семьи;

¾                   определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

¾                   рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

¾                   проводить элементарные финансовые расчёты.

Способы  отслеживания ожидаемых результатов:

      Метапредметные УУД:  наблюдение, участие в проектах, творческие конкурсы, викторина, составление кроссвордов, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

   Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Формы  подведения  итогов реализации программы:

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение обучающихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Вид работы

A

(5

баллов)

B

(5

баллов)

C

(5

баллов)

D

(5

баллов)

E

(5

баллов)

F

(5

баллов)

G

(5

баллов)

Максимальное

количество

баллов

Тест, кроссворд,

анаграмма

V

 

 

 

 

 

 

5

Задача

V

 

V

 

 

 

 

5–10

Графическая работа

V

V

 

 

 

 

V

15

Кейс

V

V

V

 

V

V

 

20–25

Доклад, сообщение

V

 

V

V

 

V

 

20

Ролевая игра

V

V

V

 

V

 

V

15–20

Постер

V

 

V

 

 

V

V

20

Компьютерная презентация

V

 

V

 

 

V

V

20

Мини-исследование

V

V

 

V

 

 

 

15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15–35

Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных

государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Купюры. Бартер. Товарные деньги. Благородные металлы. Банкноты (банковские билеты). Номинал. Покупательная сила.

Товары. Услуги.

Учебное занятие, просмотр видиофильма , тестирование, решение задач, кроссворда

 

Объясняют причины и приводят примеры обмена.

Объясняют проблемы, возникающие при обмене.

Описывают свойства товарных денег.

Приводят примеры товарных денег.

Приводят примеры первых монет.

Тема 2. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Учебное занятие, просмотр видиофильма, проект «Ось времени», тестирование

Описывают старинные российские деньги.

Объясняют происхождение названий денег.

Тема 3. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Учебное занятие, просмотр видиофильма, презентация

Объясняют, почему появились монеты.

Описывают устройство монеты.

Приводят примеры первых монет.

Описывают старинные российские деньги.

Объясняют происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Учебное занятие, просмотр видиофильма,  мини-исследование, викторина

 

Описывают современные российские деньги.

Решают задачи с элементарными денежными расчётами.

Объясняют, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

Приводят примеры иностранных валют.

Тема 5. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги

удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Учебное занятие, творческая работа - постер «Оборот денег»

Объясняют, почему появились бумажные деньги.

Оценивают преимущества и недостатки использования бумажных денег.

Приводят примеры первых бумажных денег.

Описывают первые российские бумажные деньги.

Объясняют, почему изготовление фальшивых денег является

преступлением.

Тема 6. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Учебное занятие, просмотр видиофильма, исследование «Мир пластиковых карт»

Сравнивают виды денег.

Объясняют роль банков.

Объясняют условия вкладов и кредитов.

Рассчитывают проценты на простых примерах*.

Объясняют принцип работы пластиковой карты.

Тема 7. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной

валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Учебное занятие, презентация, тестирование, решение задач

Приводят примеры валют.

Объясняют, что такое резервная валюта.

Объясняют понятие валютного курса.

Проводят простые расчёты с использованием валютного курса.

Тема 8 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

 

Учебное занятие, презентация

 

Объясняют, почему появились монеты. Описывают купюры и монеты.

Сравнивают металлические и бумажные деньги.

Объясняют, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 9. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Учебное занятие, тестирование, работа со словарем английского языка, решение задач, творческая работа -

постер «Доходы бывают разные»

Описывают и сравнивают источники доходов семьи.

Объясняют причины различий в заработной плате.

Объясняют, кому и почему платят пособия.

Приводят примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 10. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если

сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.

Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Учебное занятие, тестирование, решение задач, кроссворда, проект «День рождения моего одноклассника», мини-проект «Собственный план расходов на месяц»

Объясняют, что влияет на намерения людей совершать покупки.

Сравнивают покупки по степени необходимости.

Различают планируемые и непредвиденные расходы.

Объясняют, как появляются сбережения и долги.

 

Тема 11. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Учебное занятие, творческая работа -

диаграмма связей «Чёрный день», работа со схемой

Объясняют, как управлять деньгами.

Сравнивают доходы и расходы.

Объяснят, как можно экономить.

Составляют бюджет на простом примере.

Тема 12. Как правильно планировать семейный бюджет.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок

или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Учебное занятие, кейс

Сравнивают доходы и расходы и принимают решение.

Объясняют последствия образования долгов.

Составляют семейный бюджет на условных примерах.

Тема 13. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Учебное занятие, просмотр видиофильма,

Объясняют, в какой форме можно делать сбережения.

Приводят примеры доходов от различных вложений денег.

Сравнивают разные виды сбережений.

 

Тематическое планирование.

 

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2

3-4

Какие деньги были раньше в России

2

5-6

История монет

2

7-9

Современные деньги России и других стран

3

8-10

Бумажные деньги

3

11-13

Безналичные деньги

3

14-15

Валюты

2

16

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

1

17-19

Откуда в семье деньги

3

20-23

На что тратятся деньги

4

24-27

Как умно управлять своими деньгами

4

28-31

Как правильно планировать семейный бюджет

4

32-34

Как делать сбережения

3

 


 

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «

Финансовая грамотность» 2-3 классы общеобразоват

Финансовая грамотность» 2-3 классы общеобразоват

Обучающийся получит возможность научиться: ¾ высказывать своё предположение (версию) пытаться предлагать способ её проверки на основе работы с материалом; ¾ работать в парах и группах,…

Обучающийся получит возможность научиться: ¾ высказывать своё предположение (версию) пытаться предлагать способ её проверки на основе работы с материалом; ¾ работать в парах и группах,…

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение обучающихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение обучающихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна

Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна

Разные страны имеют разные валюты

Разные страны имеют разные валюты

Тема 10. На что тратятся деньги

Тема 10. На что тратятся деньги

Тема занятия Кол-во часов 1-2

Тема занятия Кол-во часов 1-2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023