Конспект занятия по программе «Мы-школьники» - 3.г.о.
Тема: Что такое лень?
Цель: формирование у обучающихся самокритичного отношения к своему характеру.
Задачи: 1) воспитывать уважительное отношение к труду не только своему, но и окружающих людей.
2) развивать у детей уверенность в себе при принятии разных социальных ролей в играх.
3) актуализировать понятие «лень».
Материалы: тетради, цветные карандаши, список с хорошими чертами характера.
Ход
I. Вводная часть
Игра «Родитель, учитель, ученик»: выполни задание с трех позиций - родителя, учителя и ученика - «похвали как…», «утешь …», «ободри как …», «отругай как …», найдя нужные слова
Пантомима «Что делает учитель?»: ответь на вопрос «Какими действиями занят обычный рабочий день учителя?» и без слов изобрази действия учителя, а другие члены семьи пусть отгадают. (Например: Учитель проверяет тетради, заполняет классный журнал, беседует с директором, выслушивает ответы учеников, дежурит по школе… и т.д.)
Упражнение «Мешок хороших качеств»: внизу названия хороших качеств. Подбери по одному из них не только для 5 своих одноклассников, но и для своего учителя, родителей и обязательно для самого себя.
Положительные черты характера (список)
Активный, аккуратный, бережливый, вежливый, веселый, внимательный, волевой, воспитанный, дисциплинированный, добрый, добросовестный, дружелюбный, естественный, жизнерадостный, заботливый, изобретательный, исполнительный, компанейский, культурный, красноречивый, ласковый, любознательный, миролюбивый, мечтательный, наблюдательный, надежный, находчивый, нежный, обаятельный, общительный, опрятный, осторожный, отзывчивый, ответственный, порядочный, приветливый, решительный, самокритичный, самостоятельный, скромный, совестливый, сообразительный, творческий, терпеливый, трудолюбивый, уважительный, упорный, уравновешенный, хозяйственный, храбрый, целеустремленный, честный, шутливый, щедрый, экономный, энергичный.
II. Основная часть
1. Задание «Существо по имени Лень»: прочитай историю и ответь на вопросы.
Существует уже тысячи лет на свете коварное маленькое существо по имени Лень, которое потихоньку запрыгивает то в карман, то в ручку, то в ушки учеников, мешая им думать, слушать, писать. И тогда…
- Придумай, к чему это приведет, если лень запрыгнет к тебе?
- А как оно выглядит?
- Какой у него характер?
- Можно ли с ним договориться? Как?
На все вопросы ответил? Нарисуй этот персонаж у себя в тетради. Вот примеры, как может выглядеть лень. А как по-твоему выглядит она?
2. Просмотр мультфильма «Пустыня лени» из сериала «Монсики»: посмотри мультфильм и ответь на вопросы.
-Чему учит этот мультик?
- Бывал ли ты в пустыне лени?
- Как ты туда попадаешь?
- Как ты выбираешься из пустыни лени?
III. Заключительная часть:
Подведение итогов: чтобы добиться чего-то, нужно обязательно стараться, и тогда все получится. У каждого человека свое предназначение, и он должен выполнять его. От лени следует избавляться, но иногда можно позволить себе отдохнуть от работы.
Домашнее задание – прочитай сказку «О ленивой звездочке» и ответь на вопросы к ней.
Рефлексия занятия: Оцени свою лень на занятии. А теперь активность? В каких моментах занятия лень проявлялась сильнее? А когда хотелось работать, трудиться на занятии? С чем это связано? Спасибо за занятие.
Сказка «О ленивой звездочке» (В. Максюта)
В далеком темно-фиолетовом небе жили две звездочки-подружки. Они жили совсем рядышком, в соседних созвездиях. Одна из них была очень старательной и светила ярко-ярко, изо всех сил. Вторая Звездочка, о которой я и хочу вам рассказать, была совсем другой. Она совсем не старалась ярко светить, была маленькой и тусклой и спала не только днем, но частенько и ночью.
– Зачем мне стараться? – говорила она. – Зачем тратить силы? Все звезды одинаковые, к тому же нас так много! За меня посветят другие, этого будет достаточно, чтобы на Земле стало чуточку светлее. От меня одной все равно пользы немного. Пойду-ка я лучше посплю. – И Звездочка, зевнув, засыпала, сложив тонкие бледные лучики.
Однажды ее разбудил сильный ветер. Она открыла глаза и увидела ослепительное сияние. Присев на облачке, служившем ей постелью, она свесила ножки и огляделась вокруг. По небу летела сияющая комета. Она была огромной и прекрасной. У Звездочки даже дух захватило:
– Ах, как ты красива! Я знаю, ты быстро сгораешь, твое сияние недолговечно, но я бы все отдала, лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты.
Комета приостановилась, слушая Звездочку, и ответила:
– Милая Звездочка! У каждого существа во Вселенной – свое предназначение. У меня короткая жизнь, и я должна успеть показать все, на что я способна, успеть отдать все свое тепло и свет. Но и ты не теряй времени даром! А то можно проспать всю жизнь. Спать и лениться можно и днем. Отдыхай, набирайся сил, чтобы ночью работать. И тогда ты сможешь стать очень яркой, и кто-нибудь обязательно назовет тебя «своей звездой».
И с этими словами, взмахнув огненным хвостом, комета скрылась из виду, а звездочка так и осталась сидеть на облачке, задумчиво склонив головку набок.
«Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой. Время проходит, и надо успеть многому научиться!» – решила она.
Тем временем приближалось утро, на небе появились первые проблески зари. Звезды укладывались спать.
«Что ж, и я высплюсь как следует, зато ночью буду сиять ярче всех», – решила Звездочка и накрылась облаком.
День прошел, и заходящее солнце подарило Звездочке один из своих золотых лучиков. А с наступлением ночи Звездочка тщательно начистила свои острые кончики и засияла изо всех сил. Ее подружки сначала даже не узнали ее. Она затмила всех! Мама Луна и папа Месяц гордились ею, а в родном Созвездии все ликовали.
На далекой Земле была прекрасная звездная ночь. В парке пахло жасмином. На скамейке сидели влюбленные и смотрели в небо.
– Смотри, какая красивая звезда! – воскликнула девушка.
– Эта звезда – твоя! – ответил юноша. – Она будет освещать твою жизнь, как и моя любовь!
Звездочка нечаянно услышала этот разговор и засияла еще ярче. Теперь она точно знала: если очень стараться и не лениться, обязательно добьешься всего, чего хочешь. А что может быть для звезды желанней, чем стать звездой влюбленных!
Вопросы для обсуждения: – Почему сначала Звездочка не хотела стараться светить ярче?
– Как ты понимаешь слова «у каждого есть свое предназначение»?
– Объясни слова «я должна успеть показать все, на что я способна».
– В чем твердо убедились папа и мама Звездочки?
– Как ты понял смысл сказки?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.