Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №44
Агаева Изумруд Гусеновна
8-909-042-28-09
УМК: М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский «Русский язык», класс 6
Номинация конкурса: «Урок русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся».
Тема урока «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение».
Цель урока:
повторение изученного материала по теме «Имя числительное» в классе с полиэтническим составом;
Задачи урока:
образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи;
развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков работы с текстом, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат;
воспитательная: развитие культуры речи. Систематизировать и обобщить имеющиеся знания обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний с детьми, владеющими русским языком как неродным.
Тип урока: повторительно- обобщающий
Используемые на уроке технологии:
модульная технология;
обучение в сотрудничестве (обучение в команде, достижение групповых целей);
проблемное обучение (использование учащимися ранее полученных знаний для решения новых дидактических задач).
Категория учащихся: учащиеся, владеющие русским языком как родным, и учащиеся, владеющие русским языком как неродным.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); · Определить содержательные рамки урока («могу») · Организационный момент, создание позитивного настроения на уроке, мотивация, актуализация знаний.
|
1. Орфоэпическая разминка. Шутки-чистоговорки: са, са, са — вот летит оса ша, ша, ша — у меня лапша су, су, су — мы видели лису шу, шу, шу — я флажком машу со, со, со — у Сони колесо шо, шо, шо — летом хорошо сы, сы, сы — у сома усы ши, ши, ши — шумят малыши
2.Формулирование темы урока, целей и задач. -Я предлагаю вам отгадать загадку и сформулировать тему урока. Я каждый день и час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. Что узнали об этой части речи? Зачем нам надо повторить и обобщить материал о имени числительном?
|
Учащиеся приветствуют учителя, слушают, проговаривают чистоговорку, формулируют тему, определяют цели урока.
|
Коммуникативные: построение речевых высказываний Регулятивные: активная позиция в учебной деятельности Личностные: положительное отношение к учёбе, получение нового знания
|
2 |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания об имени числительном, повторить понятия и алгоритмы.
|
Задание: «Определи часть речи». На доске (слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня, тройка, троица, третий, трояк, одиннадцать, миллион, миллиард, восьмью, восьмьюдесятью, миллионный.
|
Учащиеся определяют части речи, используя алгоритм, изученный на предыдущих уроках.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими. Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью. Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний. |
3 |
Лексическая разминка.
|
-Ребята, давайте подумаем, а могут ли числительные украсить нашу речь, сделать ее ярче и выразительнее? Вспомним, что такое фразеологизмы? Задание: «Подберите к выражениям синонимичные фразеологизмы»
Быть счастливым- на 7 небе Очень похожи- как 2 капли воды Не выходить из дома –в 4 стенах Может кончится хорошо или плохо – палка о 2 концах Весьма неопределенно – ни два ни полтора |
Дети отвечают на вопросы, дополняют ответы, друг друга, делают вывод, что числительные часто используются в фразеологизмах. Читают выражения и подбирают синонимичный фразеологизм. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.
|
4 |
«Словарная работа» |
-Назовите числительные, которые пишутся с удвоенными согласными. -Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя Ь (мягким знаком)? -Назовите порядковое числительное с двумя удвоенными согласными.
|
Учащиеся записывают слова, проводят самопроверку по слайду.
|
Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью. Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими |
5. |
Работа с текстом.
Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).
|
1.Прочитайте выразительно текст, употребив в нужном падеже числительные. 2.Докажите, что это текст, а не отдельные предложения. 3. Озаглавьте текст. Олимпийские игры в Древней Греции устраивались в честь бога Зевса с 776 года до нашей эры. Отменены они были в 394 году нашей эры. Всемирные спортивные соревнования проводятся с 1896 года. XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. За это время было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. В 2014 году проведены XXII Зимние Олимпийские игры в России, в копилке 33 медали и сборная России на первом месте. С 9 по 25 февраля 2018 года в Пхёнчхане проходили XXIII Зимние Олимпийские игры, в которых принимали участие 92 страны. Олимпийские спортсмены из России завоевали 17 медалей, из них 2 золотых, 6 серебряных, 9 бронзовых.
Физминутка. Проговори скороговорку и повтори движения. Хома, Хома, Хомячок, Хома серенький бочок. Хома с солнышком встаёт, моет лапки, чистит рот. Утром делает зарядку: Раз, два - выше голова, Три, четыре - руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. |
Учащиеся (владеющие русским языком как неродным) читают текст (по одному предложению каждый), выполняя задания.
Проводят под руководством учителя релаксационную паузу. |
Коммуникативные: соблюдение правила речевого поведения
Регулятивные: определение степени успешности работы
|
6. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. |
1. Расшифруйте и запишите текст. Подумайте, что для этого нужно сделать. Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
|
Работают в группе с иллюстративным материалом
|
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. |
7 |
Грамматическая разминка. (7-8 мин.) |
1. Работаем индивидуально. “Найдите ошибку” 1) Сестёр у Пети две, и все две окончили школу с золотой медалью. 2) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 3) Договор подписан обоими сторонами. 4) У меня есть двое попугаев. 5) Мы ехали пятеро дней. 6) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 7) Нас семь в одной квартире - вот так и живём. 8) И левый и правый глаз стали плохо видеть.
|
Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях.
.
|
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)/ |
8. |
Итог урока. Рефлексия. (2-3мин.)
|
На слайде – критерии оценки: 1.Что открыли для себя? 2.Чему научились? 3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке? -Составьте синквейн на тему «Числительное»
|
Ученик оценивает свою работу по критериям. Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.
1.Числительное. 2.Простое, сложное. 3.Обозначает, изменяется, склоняется. 4.Обозначает число, количество и порядок предметов. 5.Часть речи. |
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало. |
9 |
Домашнее задание (1-2 мин.)
|
На слайде: 1.п.67 (знать правило), упр.396 (по заданию учебника) или написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…» 2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение на тему «Употребление слов «надеть» и «одеть» (можно предложить выполнение данной работы инофонам) |
Выбирают задание из предложенного. |
Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.
|
Литература
1. Шустовой -психологическая адаптация детей из семей мигрантов / , .— М., 2011.
2. Гуляева адаптация детей мигрантов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2010. – №5. Режим доступа: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2010/n5/Gulyaeva. shtml
3. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред., . – М.: Московия, 2009.
4. Тренинг межкультурных отношений / М. Кипнис – М.: Ось-89. – 2006.
5. Ковалева -психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения / // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – C. 75-80.
6. Методические рекомендации для учителей-логопедов: Система работы с учащимися при двуязычии. / Новокуйбышевск: МОУДПО(ПК)С «Центр повышения квалификации». – 2006.
7. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: сб. программ / сост. – М.:Просвещение, 2008.
8. Межкультурная коммуникация: теория и тренинг / Ю. Рот, Г. Коптельцева. — М.,2006.
9. Смолина культурного шока: обзор и классификация [Электронный ресурс] // «Психологическая наука и образование» – 2012. – №3 Режим доступа: http://www. psyedu. ru / ISSN: 2074-5885
10. Щепина другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии / . – М., 2002.
11. У, Макарчук ли “другой” стать другом? :Тренинг по профилактике ксенофобии / Г. Солдатова – М. : Генезис, 2006.
12. Стражинская, Н. С. О дифференциации дошкольниками близкородственных языков: мат-лы межвузовской конференции «Проблемы детской речи» / СПб.,1998.
13. Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. / под ред. , . – М.: МГППУ, 2013.
14. Чибисова психолога в многонациональной школе /. —М.: Форум, 2011.
15. Чернов. условия становления речеязыковой компетенции у детей мигрантов младшего школьного возраста // – «Логопед» – 2011 – №8. – с.12-27.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.