"Имя числительное. Повторение"

  • docx
  • 07.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Имя числительное. Повторение..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №44

Агаева Изумруд Гусеновна

8-909-042-28-09

УМК: М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский «Русский язык», класс 6

Номинация конкурса: «Урок русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся».

 

Тема урока «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение».

Цель урока:

повторение изученного материала по теме «Имя числительное» в классе с полиэтническим составом;

Задачи урока:

образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи;

развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков работы с текстом, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат;

 воспитательная: развитие культуры речи. Систематизировать и обобщить имеющиеся знания обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний с детьми, владеющими русским языком как неродным.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Используемые на уроке технологии:

модульная технология;

обучение в сотрудничестве (обучение в команде, достижение групповых целей);

проблемное обучение (использование учащимися ранее полученных знаний для решения новых дидактических задач).

Категория учащихся: учащиеся, владеющие русским языком как родным, и учащиеся, владеющие русским языком как неродным.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

·      Определить содержательные рамки урока («могу»)

·      Организационный момент, создание позитивного настроения на уроке, мотивация, актуализация знаний.

 

1.      Орфоэпическая разминка.

Шутки-чистоговорки:

са, са, са — вот летит оса

ша, ша, ша — у меня лапша

су, су, су — мы видели лису

шу, шу, шу — я флажком машу

со, со, со — у Сони колесо

шо, шо, шо — летом хорошо

сы, сы, сы — у сома усы

ши, ши, ши — шумят малыши

 

2.Формулирование темы урока, целей и задач.

-Я предлагаю вам отгадать загадку и сформулировать тему урока.

Я каждый день и час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Что узнали об этой части речи?

Зачем нам надо повторить и обобщить материал о имени числительном?

 

Учащиеся приветствуют учителя, слушают, проговаривают чистоговорку, формулируют тему, определяют цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Регулятивные: активная позиция в учебной деятельности

Личностные: положительное отношение к учёбе, получение нового знания

 

2

Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания об имени числительном, повторить понятия и алгоритмы.

 

 

Задание: «Определи часть речи».

На доске (слайде) ряды слов:

 пятый, пятерка, пятак, пятерня, тройка, троица, третий, трояк, одиннадцать, миллион, миллиард, восьмью, восьмьюдесятью,  миллионный.

 

Учащиеся определяют части речи, используя алгоритм, изученный на предыдущих уроках.

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.  

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний.

3

Лексическая разминка.

 

-Ребята, давайте подумаем, а могут ли числительные украсить нашу речь, сделать ее ярче и выразительнее?

Вспомним, что такое фразеологизмы?

Задание: «Подберите к выражениям синонимичные фразеологизмы»

 

Быть счастливым- на 7 небе

Очень похожи- как 2 капли воды

Не выходить из дома –в 4 стенах

Может кончится хорошо или плохо – палка о 2 концах

Весьма неопределенно – ни два ни полтора

Дети отвечают на вопросы, дополняют ответы, друг друга, делают вывод, что числительные часто используются в фразеологизмах. Читают выражения и подбирают синонимичный фразеологизм.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.

 

4

«Словарная работа»

-Назовите числительные, которые пишутся с удвоенными согласными.

-Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя Ь (мягким знаком)?

  -Назовите порядковое числительное с двумя удвоенными согласными.

  1. Одиннадцать, миллион, миллиард.
  2. Восьмью, восьмьюдесятью.
  3. Миллионный

 

Учащиеся записывают слова, проводят самопроверку по слайду.

 

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.  

Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими

5.

Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Прочитайте выразительно текст, употребив в нужном падеже числительные.

2.Докажите, что это текст, а не отдельные предложения.

3. Озаглавьте текст.

Олимпийские игры в Древней Греции устраивались в честь бога Зевса с 776 года до нашей эры. Отменены они были в 394 году нашей эры.

   Всемирные спортивные соревнования проводятся с 1896 года.

   XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. За это время было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда.

  В 2014 году проведены XXII Зимние Олимпийские игры в России, в копилке 33 медали и сборная России на первом месте.

   С 9 по 25 февраля 2018 года в Пхёнчхане проходили XXIII Зимние Олимпийские игры, в которых принимали участие 92 страны. Олимпийские спортсмены из России завоевали 17 медалей, из них 2 золотых, 6 серебряных, 9 бронзовых.

 

Физминутка. Проговори скороговорку и повтори движения.

Хома, Хома, Хомячок, Хома серенький бочок. Хома с солнышком встаёт, моет лапки, чистит рот. Утром делает зарядку: Раз, два - выше голова, Три, четыре - руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.

Учащиеся (владеющие русским языком как неродным)  читают текст (по одному предложению каждый), выполняя задания.

 

 

 

 

 

 

Проводят под руководством учителя релаксационную паузу.

Коммуникативные: соблюдение правила речевого поведения

 

Регулятивные: определение степени успешности работы

 

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Расшифруйте и запишите текст. Подумайте, что для этого нужно сделать.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

 

 

 

 

Работают в группе с иллюстративным материалом

 

 

 

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

7

Грамматическая разминка.  (7-8 мин.)

1. Работаем индивидуально.  “Найдите ошибку”

1) Сестёр у Пети две, и все две окончили школу с золотой медалью.

2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.

3) Договор подписан обоими сторонами.

4) У меня есть двое попугаев.

5) Мы ехали пятеро дней.

6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.

7) Нас семь в одной квартире - вот так и живём.

8) И левый и правый глаз стали плохо видеть.

 

 

Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

.

 

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)/

8.

Итог урока. Рефлексия.

(2-3мин.)

 

На слайде – критерии оценки:

1.Что открыли для себя?

2.Чему научились?

3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке?

-Составьте синквейн на тему «Числительное»

 

 

 

Ученик оценивает свою работу по критериям.

Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.

 

1.Числительное.

2.Простое, сложное.

3.Обозначает, изменяется, склоняется.

4.Обозначает число, количество и порядок предметов.

5.Часть речи.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.

9

Домашнее задание

(1-2 мин.)

 

 На слайде: 1.п.67 (знать правило), упр.396 (по заданию учебника)

или написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…»

2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение на тему «Употребление слов «надеть» и «одеть» (можно предложить выполнение данной работы инофонам)

Выбирают задание из предложенного.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.

 

 

 

 

 

Литература

1.  Шустовой -психологическая адаптация детей из семей мигрантов / , .— М., 2011.

2.  Гуляева адаптация детей мигрантов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2010. – №5. Режим доступа: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2010/n5/Gulyaeva. shtml

3.  Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред., . – М.: Московия, 2009.

4.  Тренинг межкультурных отношений / М. Кипнис – М.: Ось-89. – 2006.

5.  Ковалева -психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения / // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – C. 75-80.

6.  Методические рекомендации для учителей-логопедов: Система работы с учащимися при двуязычии. / Новокуйбышевск: МОУДПО(ПК)С «Центр повышения квалификации». – 2006.

7.  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: сб. программ / сост. – М.:Просвещение, 2008.

8.  Межкультурная коммуникация: теория и тренинг / Ю. Рот, Г. Коптельцева. — М.,2006.

9.  Смолина культурного шока: обзор и классификация [Электронный ресурс] // «Психологическая наука и образование» – 2012. – №3 Режим доступа: http://www. psyedu. ru / ISSN: 2074-5885

10.  Щепина другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии / . – М., 2002.

11. У, Макарчук ли “другой” стать другом? :Тренинг по профилактике ксенофобии / Г. Солдатова – М. : Генезис, 2006.

12. Стражинская, Н. С. О дифференциации дошкольниками близкородственных языков: мат-лы межвузовской конференции «Проблемы детской речи» / СПб.,1998.

13.  Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. / под ред. , . – М.: МГППУ, 2013.

14. Чибисова психолога в многонациональной школе /. —М.: Форум, 2011.

15. Чернов. условия становления речеязыковой компетенции у детей мигрантов младшего школьного возраста // – «Логопед» – 2011 – №8. – с.12-27.